Насилие
(Violence, stories of)
Истории о насилии присутствуют во всей реалистической литературе, а Библия – реалистическая книга, иногда описывающая худшие стороны жизни. Акты насилия в Библии совершаются по причине бравады, гнева, мести, суда и (прежде всего) морального упадка.
Безнравственные насильственные действия, описанные на страницах Библии, – это немыслимые поступки, совершаемые злодеями. Мы читаем о том, как детей поедают (4Цар.6:28–29; Плч.2:20; Иез.5:10), бросают в кипяток (Плч.4:10) и бьют об камни (Пс.136:9). Во время вавилонского вторжения Седекия вынужден смотреть, как убивают его сыновей, после чего ему самому выкалывают глаза (Иер.52:10–11). Беременным женщинам вспарывают живот (4Цар.15:16; Ам.1:13). Других женщин насилуют (Быт.34:1–5; 2Цар.13:1–15; Иез.22:11); одну из них группа мужчин насилует до смерти (Суд.19:22–30).
На войне совершаются не менее потрясающие жестокости. Мы читаем о том, как людей пронзают (Суд.3:12–23; 2Цар.2:23; 20:10) и обезглавливают (1Цар.17:54; 2Цар.4:7–9). Это обычные проявления жестокости на войне. Более исключительные случаи предполагают пытки и увечья: людям отрубают конечности (Суд.1:6–7), тела рассекают на части (1Цар.15:33), выкалывают глаза (Суд.16:21; 4Цар.25:7), черепа пробивают (Суд.4:12–23; 5:26–27) или сокрушают жерновом, брошенным с городской стены (Суд.9:53). Один воин собирает сто краеобрезаний (1Цар.18:27), другой – семьдесят голов (4Цар.10:7–8), третий убивает тридцать человек из-за одежды (Суд.14:19). Тела подвешивают на деревьях (Нав.8:29), калечат и демонстрируют как трофеи (1Цар.31:9–10), топчут до неузнаваемости (4Цар.9:30–37), бросают диким зверям (4Цар.2:23–24), колют терновником (Суд.8:16). Целые группы населения уничтожают (1Цар.22:18–19; 3Цар.16:8–14) или угоняют в рабство, связывая через кольца, вдетые им в губы (Ам.4:2).
В Новом Завете насилие приобретает особую форму гонений на мучеников. Страсти Христа – самый яркий пример этого.
О том, как был обезглавлен Иоанн Креститель (Мф.14:1–12; Мк.6:14–29; Лк.9:7–9), рассказано менее подробно, однако действие не становится от этого менее отвратительным. А почетный список в Евр.11 завершается не историями триумфа выживших, но развернутым описанием насилия против беззащитных: «Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:37).
Что же нам делать с этим насилием в Библии? Очевидно, что Библия – не «милая» книжка, скрывающая от нас мрачные стороны жизни. Библия – чрезвычайно реалистическое произведение. Библейские рассказы о насилии показывают нам, каких глубин греха достигло человечество. Парадоксально, но эта бездна греховности, которая открывается перед нами в библейских рассказах о насилии, – это также кульминация библейской истории искупления. Насилие на кресте – поворотный пункт искупления. Песнь о Страдающем Рабе в Ис.53 намекает на этот парадокс: написанная в форме стилизованной высокой поэзии, полная параллелизмов и с необычайно большим количеством архетипических образов, песнь эта использует художественные средства, чтобы создать прекрасный портрет человека, который подвергся несправедливому насилию ради других.
См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ГНЕВ; ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ; КРЕСТ; МЕСТЬ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПЫТКА; УБИЙСТВО.