Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Гнев

(Anger)

В Библии гнев испытывают и люди, и Бог. Гнев представляет собой эмоциональную реакцию на тот или иной раздражитель. Он может вызывать желание немедленно дать ему выход, но его носители (люди или Бог) сами определяют, надо ли это делать, а если надо, то когда и как. Гнев несет в себе образ огня. Гневом могут «воспылать» как люди, так и Бог (Быт.39:19; Исх.4:14). Гнев может воспламениться (2Цар.11:20 {«разгневается»}), возгореться как огонь (3Цар.14:22 {«раздражали»}) или тлеть как угли (Пс.79:5 {«гневен»}). Сходство гнева с огнем выражается в его спонтанном характере, в том, что его трудно подавить, и в его разрушительной силе.

Ветхий Завет. На страницах Писания приводится множество примеров как человеческого, так и Божьего гнева и его выражения. Человеческий гнев связывается обычно с потерей самообладания, в результате чего совершаются злые поступки. Мудрец дает следующую оценку такому гневу: «Гнев гнездится в сердце глупых» (Ек.7:9). Иаков осудил своих сыновей Симеона и Левия за проявление этого смертоносного чувства и проклял их свирепый и жестокий гнев (Быт.49:6–7). Давид предупреждает читателей о необходимости избегать гнева (Пс.36:8; ср. Иов.36:13). В нескольких притчах говорится, что мудрость заключается в том, чтобы не провоцировать других на гнев (Притч.15:1; 19:11; 20:2), а также показывается, как обуздание гнева может уберечь человека от неприятностей (Притч.15:18; 16:32).

Есть также примеры достойных путей выражения гнева. Когда жена Иакова Рахиль позавидовала своей сестре и начала упрекать Иакова за то, что он не дает ей детей, он разгневался, но ответил ей мудрыми словами (Быт.30:1–2). Твердый отказ фараона отпустить израильтян из Египта сильно разгневал Моисея, но в тексте сказано, что он просто вышел от фараона, не предприняв никаких немедленных действий (Исх.11:8). В псалмах приведено множество примеров гнева, направленного против несправедливых действий жестоких людей (Пс.58:12; 68:25; 89:7–12), а также против Самого Бога (Пс.76:7–10). Суть, по-видимому, заключается в умении контролировать гнев и давать взвешенный ответ (Притч., Суд.9:30; 2Цар.12:5; Неем.5:6).

В Ветхом Завете в подавляющем большинстве случаев проявления гнева речь идет о гневе Божьем, направленном против Его избранного народа или против язычников. Но Божий гнев отличается от человеческого гнева. Божий гнев не сопровождается потерей самообладания. Он просто выражает Божью волю, Его гнев выливается в сознательный суд над грехом – в действия, соответствующие конкретной ситуации и святой и праведной природе Бога. Когда Моисей воспротивился перспективе стать Божьим представителем у фараона, Господь вознегодовал на Моисея, но позволил Аарону заменять его как оратору (Исх.4:13–15). Однако в других случаях Божий гнев не приводил к таким благоприятным последствиям. Когда странствовавшие по пустыне израильтяне возроптали на свои тяготы, гнев Господа воспламенился, и край стана был истреблен огнем (Чис.11:1). Когда народ пожаловался на скудость питания манной, Бог в гневе Своем пригрозил, что люди будут есть перепелов, пока мясо не опротивеет им (Чис.11:10, 18–20). В Своем гневе Бог повелел Моисею умертвить всех, кто поклонялся Ваал-Фегору (Чис.25:3–4). В Своем гневе Бог воспретил целому поколению неверных израильтян входить в землю обетованную, вынудив их странствовать по пустыне еще сорок лет (Чис.32:10–13; ср. Евр.3:11; 4:3). Моисей предупредил израильтян, что надо бояться только Бога, «ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор.6:15).

Когда царь или народ отвергал Бога в пользу иных божеств, гнев Божий воспламенялся особенно сильно (Втор.7:4; 9:19; 29:20, 23–24, 27–28; 3Цар.14:9–11, 15). В Книге Судей показано, как Израиль снова и снова возвращался к упованию на Бога. Когда израильтяне отходили от Бога и вызывали Его гнев, Бог предавал их в руки врагов (Суд.2:11–15). Его гнев часто приводил к завоеванию Израиля иноземцами (4Цар.13:3), бедствиям или другим несчастьям. Но самым худшим наказанием было то, что Господь лишал народ Своего присутствия (Чис.12:9; 31:16; Втор.32:16, 21–22; Нав.23:16; 4Цар.17:18). В конце концов Бог отрекся от всего народа, сказав: «И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там»» (4Цар.23:26).

Пророки от Исаии до Малахии приводят другие примеры выражения Божьего гнева против Своего народа. Когда Божий народ перестает доверять Ему – служит иным богам, не повинуется Его повелениям или отходит от Его путей, – реакция Бога неизменно выражается в гневе, и этот гнев часто приводит к самым серьезным наказаниям.

В сравнении с этим перечнем ужасных проявлений Божьего гнева не менее сильное впечатление производит другая сторона медали. Когда Божий народ кается в грехе и начинает полагаться на Него, Бог укрощает Свой гнев и изливает милость, сострадание и благословения (Втор.13:17–18). Давид выражает уверенность, что гнев Бога против Своего народа кратковремен, тогда как благоволение Его – на всю жизнь (Пс.29:6). Псалмопевцы верят, что Бог часто сдерживает Свой гнев и не совершает в полной мере над Израилем того суда, которого тот заслуживает (Пс.77:38; 102:8–9). Обычно Бог прекращает негодовать и прощает грехи народа (Пс.84:4–6). Пророки разделяют убеждение, что Бог отвращает Свой гнев, когда Его народ возвращается к Нему (Ис.12:1; 48:9; Иер.3:12–13; Ос.14:4; Иоил.2:13; Ион.4:2; Мих.7:18). Лучше всего, пожалуй, эти две истины соединил пророк Наум: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе... Господь долготерпив и велик могуществом» (Наум.1:2–3; ср. Наум.1:6–7).

Гнев Божий не проявляется автоматически, и его нельзя предсказать. Кроме того, Бог никогда не теряет самообладания. Псалмопевцы полагают, что Бог может излить или сдержать Свой гнев в ответ на молитву. Они молят Бога не наказывать во гневе (Пс.6:2; 26:9). В то же время они умоляют Бога восставать во гневе против врагов (Пс.7:7). Общая для псалмов тема – проклятие Божьих врагов, иногда называемых «народами»: «Во гневе Своем Господь погубит их» (Пс.20:10; ср. Пс.55:8; 68:25).

Новый Завет. Когда Иисус сталкивался с Ожесточением человеческих сердец и нежеланием принять Его послание, Он иногда исполнялся гневом (Мк.3:5). Классический случай выражения Иисусом гнева произошел во время посещения храма, где Он увидел многочисленные злоупотребления (Мф.21:12–13; Ин.2:14–16). Храм, который должен быть местом истинного поклонения и служения, саддукеи превратили в место коммерческой деятельности, где меняли деньги и торговали животными. В притче Иисуса о брачном пире царь разгневался, безусловно, совершенно справедливо (Мф.22:7; ср. Лк.14:21).

С другой стороны, когда Иисус обличал жестокосердие многих Его слушателей, они приходили в ярость (Лк.4:28). Такое же отношение испытал Павел во время проповеди в Ефесе (Деян.19:28). Павел рассматривал гнев как один из основополагающих элементов греховной природы. Он учил, что проявление гнева характерно для неверующих, а не для христиан (Гал.5:20). Тем не менее новозаветные авторы признавали присутствие гнева в христианской жизни. Павел советовал избегать греха во гневе (Еф.4:26). В то же время, он настоятельно призывал читателей среди прочих пороков избегать и гнева (Еф.4:31; Кол.3:8). Иисус наставлял последователей не гневаться на своих братьев (Мф.5:22). Родителям не следует раздражать своих детей (Еф.6:4; Кол.3:21). Надлежащим образом молитвы должны возноситься без гнева (1Тим.2:8). Верующий должен быть медлен на гнев (Иак.1:19), ибо гнев не способствует достижению праведности в жизни человека (Иак.1:20). Надо не мстить за себя самому, а предоставлять отмщение гневу Божьему (Рим.12:19; ср. Лев.19:18).

О гневе Божьем в Новом Завете говорится в категориях настоящего и будущего. Как и в Ветхом Завете, гнев Божий выражается в Его делах, направленных против человеческой греховности. В нескольких местах показан Божий гнев в настоящем. Иоанн писал, что гнев Божий пребывает на тех, кто отказывается уверовать в Иисуса (Ин.3:36). Павел заявлял, что гнев Божий открывается с неба на тех, кто подавляет истину Евангелия (Рим.1:18; 1Сол. 2:16). Он учил, что земные власти служат выразителями Божьего гнева для наказания преступников (Рим.13:4). Гнев Божий приходит на сынов противления, хотя в данном случае не совсем ясно, имел автор в виду выражение Божьего гнева в настоящем или в будущем (Еф.5:6).

Что касается гнева в будущем, Иоанн Креститель утверждал, что наступит «будущий гнев» (Мф.3:7; Лк.3:7). Иисус предсказывал, что придет время Божьего суда над Израилем (Лк.21:23). Павел писал о грядущем дне Божьего гнева, когда начнется праведный суд над нераскаявшимися грешниками (Рим.2:5, 8; ср. Рим.9:22; Кол.3:6; 1Сол.1:10). Те, кто пытается собственными силами соблюдать Божий закон, предстанут перед лицом Божьего гнева (Рим.4:1 5). Получить спасение и избежать грядущего Божьего гнева можно только через оправдание на основании совершенного Иисусом искупления (Рим.5:9; 1Сол.5:9). Иными словами, христиане были раньше «чадами гнева», то есть их единственной перспективой была встреча с Божьим гневным судом за грехи, но теперь их положение изменилось (Еф.2:3). В Откровении о Божьем гневе говорится несколько раз. Свидетели великого дня гнева Агнца скорее всего умрут – настолько грозной будет его разрушительная сила (Откр.6:16–17). В показанных в Откровении бедствиях раскрывается Божий гнев на Его врагов (Откр.14:10, 19; 15:1, 7; 16:1, 19; 19:15). Гнев служит выражением судного дня, в который нечестивцы будут истреблены, а святые получат награду (Откр.11:18).

См. также: АД, ГЕЕННА; ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle