Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ад, геенна

(Hell)

Наиболее известный библейский образ ада связан с глубоким узким ущельем к юго-востоку от Иерусалима под названием geben hinnom, «долина сынов Еннома», где израильтяне-идолопоклонники приносили детей в жертву богам Молоху и Ваалу (2Пар.28:3; 33:6; Иер.7:31–32; 19:2–6). Иосия осквернил долину, чтобы сделать ее непригодной для совершения культовых обрядов (4Цар.23:10), после чего жители Иерусалима стали использовать ее как свалку. В результате долина Енномова приобрела репутацию кучи мусора, символизировавшей в еврейской традиции место пожарища. Греческое название ада геенна, используемое в Новом Завете для обозначения места конечного наказания, происходит от названия этой долины.

Долина рассматривалась также подходящим образом ада благодаря ее ассоциативной связи с местом захоронения тел, падших в битве в результате Божьего суда. Иеремия пророчествовал, что долина будет использоваться как общая могила жителей Иудеи, убитых армией захватчиков (Иер.7:30–34). Изначальная связь места с культовыми мерзостями, выставление трупов на съедение птицам и животным, питающимся падалью, а также неуважительный характер захоронений указывали на Божье Проклятие умерших. Многие пророки получали видения решающей битвы между Богом и Его врагами в окрестностях Иерусалима (Ис.66:14–16; Иез.38–39; Иоил.3:12–13; Зах.14:12–15). Иезекииль описывает долину, в которой будут похоронены отданные на съедение хищным птицам и зверям останки вражеских воинов (Иез.39:4), дабы удалить нечистоту мертвых тел, лежащих на открытом воздухе (Иез.39:11–12). Исаия пишет о неназванном месте близ Иерусалима, где трупы Божьих врагов лежат под непрестанным проклятием Бога: «Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис.66:24). Эти пророческие образы соединяются в описании ада, сделанном Иисусом в Мк.9:47–48.

Даже если бы описание ада в Библии ограничивалось только этим, оно уже было бы ужасным. Картина обезображенных трупов, костей, червей, мух, животных и птиц, рвущих куски тел мертвых, запах разлагающейся и горящей плоти вызывает чувство ужаса и отвращения, что могут подтвердить те, кто видел последствия современных зверств и войн.

С адом ассоциируются образы огня, и этот аспект тоже уходит корнями в Ветхий Завет. В Ис.66:24 подразумевается, что долина Енномова будет местом горения огня надолго после прекращения жертвоприношений детей. В Писании исполнение суда часто связывается с образами сожжения. В системе жертвоприношений всесожжение животных производит «благоухание, приятное Господу» (Лев.3:5; 4:31). Уничтожение Содома и Гоморры (Быт.19) и Иерихона (Нав.6) можно рассматривать как символический образ жертвы всесожжения. Смысл образа сожжения можно видеть в том, что тем самым уничтожается нечто оскорбительное для Божьей святости, а дым от него служит символом, что оскорбление действительно смыто.

С помощью образа сожжения изображаются и другие виды суда. Во Втор.29:23–24 говорится, что земля Израиля станет «пожарищем» в результате несоблюдения завета. Аналогичные выражения используются при описании плена. В Зах.3:2, например, великий иерей Иисус после возвращения из плена назван «головней, исторгнутой из огня». В пророческих книгах Божий суд над нечестивыми народами и за неповиновение Израиля изображается в тех же категориях (Ис.1:25; 7:4; Соф.1:18; 3:8; Зах.13:8–9). Божий гнев часто «возгорается» или «воспламеняется» на отдельных людей или на народы (Исх.4:14; Чис.11:1–3; 12:9; Нав.7:1). В Мал.3:2 и Мал.4:1 день Господень сравнивается с «огнем расплавляющим» и «печью».

Эти темы получают развитие и в Новом Завете. Евангелизация описывается как «исторжение из огня» (Иуд.1:23). Иисус говорит о «геенне огненной» (Мф.5:22; 18:9) и о «печи огненной» (Мф.13:42). В Откровении место конечного суда описывается в виде «озера огненного» (Откр.20:14–15). Используя символику суда огнем, библейские авторы дают читателям понять, что суд будет катастрофическим и что он удовлетворит требованиям Божьей святости (ср. Евр.12:29).

В образе огня выражается мысль не только об удовлетворении Божьей святости, но и о страданиях тех, кто подвергнется суду. В Откр.14:10 сказано, что поклонявшиеся «зверю» будут «мучимы в огне и сере» (см. СЕРА). Здесь мы видим образ тел, чувствующих боль при страданиях в огне. Это соответствует общему новозаветному представлению, что в аду наказанию подвергаются и тело, и душа (Мф.10:28; Рим.2:8–9; Иуд.1:7). В притче о богаче и Лазаре Иисус показал, что умерший богач страдает в пламени огня (Лк.16:23–25). Муки в аду будут такими нестерпимыми, что там будет «плач и скрежет зубов» (Мф.13:42, 50; 22:13). Впечатление от этих описаний невыносимой жары, зловонного запаха горящих тел и звуков плача побуждало многих читать душераздирающие проповеди и изображать в литературе такие страшные сцены, как картина пустыни с горящим песком и огненным дождем в песни 14 «Ада» Данте.

В Новом Завете муки показаны непрекращающимися и вечными (Мф.3:12; 25:41; Иуд.1:7; 2Сол.1:9) и наиболее яркое выражение получили в цитате Иисуса из Исаии 66:24: «Где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9:48). В Откр.14:11 мысль о вечном наказании выражена в виде столба дыма, поднимающегося из ада во веки веков. Иоанн добавляет, что страдания продолжаются без передышки: «И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его». Сопоставьте это с непрекращающейся благословенностью праведных, служащих Богу «день и ночь в храме Его» (Откр.7:15).

Ад изображается также как место тьмы. Нечестивым уготован «мрак вечной тьмы» (2Пет.2:17; Иуд.1:13). Иисус говорит о тех, кто будет брошен «во тьму внешнюю» (Мф.8:12). Этот образ, вероятно, указывает на возвращение в хаос, удаление из благоприятного присутствия Бога и из Его творения, поскольку сотворение началось с отделения света от тьмы (Быт.1:1–3; см. также 2Сол.1:9; 1Ин.1:5).

Образы тьмы и огня кажутся противоречивыми, но их следует рассматривать как символы, указывающие на реальность более страшную, чем ее может выразить любой символ сам по себе. По сути библейские образы ада во многих подробностях дают пищу фантазии, потому, возможно, что никакая картина не способна дать представление об этой реальности.

Чаще Иисуса об аде не говорит ни один другой библейский персонаж, и поэтому не удивительно, что Он в ярких выражениях говорит также о необходимости прилагать все силы, чтобы не попасть туда. Иисус использует образы вырванного глаза и отсеченной руки или ноги в качестве символов решительных мер, которые человеку позволительно принимать, дабы избежать ужасов ада (Мф.5:29–30; 18:7–9; Мк.9:42–48).

См. также: БОЛЬ, МУКИ; ДОЛИНА; ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; МУЧЕНИЕ; МЯКИНА, СОЛОМА; НЕБО; ОГОНЬ; ПЛАЧ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; СЕРА; СОДОМ И ГОМОРРА; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ТЬМА, МРАК; УЖАСНЫЕ ИСТОРИИ; ЧЕРВЬ; ЯМА, РОВ, МОГИЛА, ПРЕИСПОДНЯЯ.

Библиография:

К. Е. Brower and М. W. Elliott, «The Reader Must Understand»: Eschatology in Bible and Theology (Leicester: Apollos, 1997).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle