Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Тьма, мрак

(Darkness)

Тьма не существует сама по себе, она представляет собой просто отсутствие света. Это физическая и духовная реальность, а также подходящий символ для выражения некоторых глубочайших человеческих переживаний. Тьма, о которой упоминается около двухсот раз, – одно из главных действующих лиц библейской драмы. Книга Иова с показанными в ней бедствиями и отчаянными ситуациями представляет собой небольшую антологию образов тьмы, где о тьме упоминается свыше трех десятков раз. Тьма выделяется практически среди всех других амбивалентных литературных образов (которые могут служить для выражения как добра, так и зла) своим неизменно негативным значением. Для систематизации библейских образов тьмы лучше всего сначала рассмотреть, что тьма символизирует, а затем выяснить, как к ней относится Бог.

Космический конфликт. По первобытным представлениям, жизнь и даже мироздание выглядели ареной борьбы между светом и тьмой, сражающимися за обладание миром (см. КОСМОЛОГИЯ). Намек на такое представление есть в первых библейских упоминаниях о тьме. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт.1:2). Первое творческое деяние Бога заключалось в создании света и в его отделении от тьмы, причем подразумевается, что свет подавил тьму (Быт.1:4–5). Бог установил границу между светом и тьмой (Иов.26:10). Целостность мироздания поддерживается только направляющей силой Бога, и одним из пророческих видений грядущего апокалиптического суда является картина возвращения первобытного хаоса, когда земля станет «разорена и пуста», а на небесах не будет «света» (Иер, 4:23; ср. Ис.5:30).

На всем протяжении Библии тьма противопоставляется свету, независимо от того, какая тьма имеется в виду – физическая или символическая. В шестидесяти стихах свет и тьма составляют контрастную пару, а переход от тьмы к свету – один из основных библейских образов искупления.

Физическая тьма. Тьма как физическое явление повседневной жизни присутствует во многих местах Библии. Самое нейтральное значение ночной тьмы – это просто обозначение окончания рабочего дня для людей и наступления времени активной деятельности животных, ведущих ночной образ жизни (Пс.103:20). Представление о физической ощутимости тьмы в эпоху, когда не было электрического освещения, нашло выражение в сделанном автором Послания к евреям перечне «осязаемых» вещей, среди которых фигурирует тьма (Евр.12:18). Эта осязаемость ночной тьмы связывалась обычно с опасностью. Тьма ассоциировалась с необходимостью ходить ощупью (Иов.5:14; 12:25), неспособностью идти своим путем (Иов.19:8), с проникновением в дом посторонних (Иов.24:16), с неназванными «ужасами» (Иов.24:17; ср. Быт.15:12), местом, где «могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов.34:22), со стрельбой нечестивых в праведных (Пс.10:2), с «жилищами насилия» (Пс.73:20), с преткновением (Притч.4:19) и мраком (Ис.58:10; Иоил.2:2). Покров тьмы – подходящее время для любовных приключений: «неразумный юноша» совершает прелюбодеяние со своей коварной соблазнительницей «в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке» (Притч.7:7, 9).

Короче говоря, тьма составляет очень плохую компанию и сбивает с пути истинного, так как скрывает злые дела. Павел удачно выразил суть этой стороны тьмы в своем призыве к христианам: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф.5:11–12).

Переносные значения. Физические свойства тьмы делают ее богатым источником метафор применительно к духовной сфере. Если свет символизирует знание, то тьма символизирует невежество (Пс.81:5), глупость (Ек.2:13–14), затемнение пророческих откровений (Мих.3:6), состояние человеческого ума, не просвещенного Божьим откровением (2Пет.1:19), ложь (1Ин.1:6) и прекращение хождения в Божьей истине, «потому что тьма ослепила... глаза» (1Ин.2:11). Если свет символизирует добро, тьма соответственно символизирует нечестивых людей, «которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Притч.2:13; ср. Притч.4:19). В показанном Иисусом таинственном образе глаза как «светильника для тела» физическая слепота становится метафорой состояния потерянности (Мф.6:22–23; Лк.11:34–36).

На том логическом основании, что с наступлением ночи прекращаются дневные дела, тьма служит обозначением смерти и могилы (Иов.10:21–22; Пс.87:13). Тьма – центральный образ в поэтической речи Иова, проклинающего день своего рождения и выражающего желание умереть (Иов.3). Прекращение с наступлением тьмы человеческих дел делает ее естественным символом темницы и тюремного заключения (Пс.106:10, 14; Ис.42:7; 49:9). Пусть даже здесь не имеется в виду тюрьма в прямом смысле, тем не менее, парализующее воздействие тьмы на человеческие дела побуждает относиться к ней как к тюремному заключению, и образ «сидения» во тьме показан в восьми библейских стихах.

Свет – характерный библейский образ Божьего благоволения и человеческого процветания, а тьма, соответственно, – их отсутствия (Пс.87:7). Иов, например, свое прежнее благополучие, когда Божий светильник светил над его головой и он «при свете Его ходил среди тьмы», называет временем, когда «во дни молодости моей... милость Божия была над шатром моим» (Иов.29:3–4). Соответственно, отпадение беззаконного от благополучной жизни изображается временем, когда «померкнет свет в шатре его» и «изгонят его из света во тьму» (Иов.18:6, 18). Равным образом, молясь о наказании своих врагов, псалмопевец просит сделать их пути «темными и скользкими» (Пс.34:6). Амос рассудительно отмечает, что самодовольные люди, многословно рассуждающие о грядущем дне Господнем, увидят, что «он – тьма, а не свет» (Ам.5:18, 20).

Тьма как духовная сила. В Новом Завете сила тьмы представлена настолько наглядно, что она превращается из символа в духовную реальность. О «власти тьмы» говорил Сам Иисус (Лк.22:53), а Павел писал, что христиане воинствуют не против материальных врагов, а «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). В данном случае образ тьмы связывается с вселенской духовной битвой между добром и злом, между Богом и сатаной. «Какое общение праведности с беззаконием? – вопрошал Павел. – Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:14–15). Сам мир разделен на «сынов света» и «сынов ночи» или «тьмы» (1Фес.5:5). В наибольшей степени сила тьмы проявилась в момент ее временной победы, когда Иисус висел на кресте, и эта победа зла сопровождалась трехчасовой тьмой над землей, приведшей людей в ужас (Мф.27:45; Мк.15:33; Лк.23:44).

Заключение. Тьма как таковая – однозначно негативный образ в человеческом восприятии. Она подавляет физически, она служит естественной средой для проявления множества неприятных для человека ощущений, в частности, она ассоциируется с отсутствием свободы действий и со злом. Вопрос, следовательно, заключается в том, как Бог относится к тьме и властвует ли Он над ней.

Божья власть над тьмой. Важно не путать библейскую символику тьмы и света с дуалистическими концепциями, такими, например, как зороастристские. В Библии сила тьмы не равнозначна силе света. Впечатление, что они имеют равную силу, может возникать под влиянием реалистического отношения Библии к силе греха в мире. Но тьма находится под абсолютным Божьим контролем. Бог знает «место тьмы», в то время как люди могут этого не знать (Иов.38:19). Он также «знает, что во мраке» (Дан.2:22). Люди, полагающие, что Бог не знает их дел в темноте своих комнат, заблуждаются (Иез.8:12), «нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов.34:22). Автор Пс.138 признает поражение в своей воображаемой попытке укрыться от Бога во тьме и пишет, что «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138:12). Бог изображается даже Творцом тьмы: «Я образую свет и творю тьму» (Ис.45:7). Божья власть над тьмой явствует из факта, что Он использует ее для достижения Своих целей. Например, Он покрывается тьмой, чтобы скрыться от человеческого взгляда. В ветхозаветных богоявлениях покрытие тьмой или сокрытие во тьме – неизменный атрибут Бога при встречах с людьми. При утверждении завета с Авраамом, например, «когда зашло солнце, и наступила тьма» между рассеченными животными прошли «дым как бы из печи и пламя огня» (образы явления Бога) (Быт.15:17). Иными словами, Бог укрывает Себя от человеческого взгляда покровом темноты. При явлении на горе Синай Он облачился в грозную тьму (Исх.20:21; Втор.4:11; 5:22–23). Когда Он является как Бог бури, важную роль играет мрак (2Цар.22:10, 12; Пс.17:10,12; 96:2). О Боге говорится даже, что Он «обитает во мгле» (3Цар.8:12; 2Пар.6:1) как трансцендентное духовное существо, скрытое от человеческого взгляда. Учитывая, что смертный не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх.33:20), Бог, укрываясь во тьме, проявляет милосердие к роду человеческому.

Тьму Бог использует также для совершения суда над нечестивцами. Во время исхода девятой казнью была трехдневная тьма, настолько густая, что она казалась «осязаемой» (Исх.10:21–23). Когда убегавших израильтян преследовала египетская армия, Бог не только утопил египтян, но также использовал тьму, чтобы отделить их от израильтян (Нав.24:7). В апокалиптическом видении грядущего суда Бог изображается посылающим тьму на землю как наказание (Ис.13:10; 60:2; Иез.32:7–8; Иоил.2:2, 31; Ам.8:9; Соф.1:15; Откр.16:10). В картине суда, который Бог предвещает произвести, показано, что «померкнет день» (Иез.30:18–19) и «врагов Его постигнет мрак» (Наум.1:8). Тьма становится даже символом самого ада (Мф.8:12; 22:13; 25:30; 2Пет. 2:4, 17; Иуд.1:6, 13). Во всех этих местах подчеркивается, что именно Бог отправляет непослушных во тьму ада.

Избавление от тьмы. Вместе с тем, величайшее из Божьих деяний в отношении тьмы заключается в духовном Освобождении народа от ее власти тьмы посредством спасительного служения Христа. Сам «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Христос – Свет, Который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Любой, кто следует за Иисусом, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Иисус пришел в мир как «свет», чтобы всякий верующий в Него «не оставался во тьме» (Ин.12:46). В том же духе Павел пишет, что верующие во Христа «были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф.5:8).

Тьма, будь то в качестве символа или духовного принципа, представляет собой явление, от которого Бог освобождает людей во Христе. Поэтому она фигурирует среди основных образов искупления, показанных в Библии. С пришествием Христа «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16; ср. Лк.1:79). Для выхода из состояния погибели потребовались исполнение божественной спасительной миссии Христом и вмешательство Бога, «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Верующие во Христа как Спасителя – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Для детей Божьих «тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин.2:8).

См. также: НОЧЬ; СВЕТ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СЛЕПОТА; ХАОС; ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.

Библиография:

E.R. Achtemeier, «Jesus Christ, the Light of the World: The Biblical Understanding of Light and Darkness», Interpretation 17 (1962) 439–449.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle