Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Тысячелетнее царство

(Millennium)

В нижеследующем обсуждении вопроса термин тысячелетнее царство рассматривается в широком и распространенном смысле, а не в специальном эсхатологическом значении тысячелетнего периода, упомянутого в Откр.20:4. Под тысячелетним царством здесь имеются в виду видения золотого века в ветхозаветных пророчествах, и не предпринимаются попытки связать эти видения идеального мира с каким-либо конкретным эсхатологическим истолкованием. В одних пророчествах о будущем золотом веке упор делается на восстановлении иудеев в Палестине после плена, в других – на пришествии Мессии, а в третьих – на последних днях, или конце света. Но все конкретные случаи имеют общие характерные черты и мотивы.

Большинство ветхозаветных пророчеств заканчивается видениями золотого века, и именно они служат источником образов тысячелетнего царства. Но в пророчестве Исаии, например, видения золотого века разбросаны по всей книге (фактически они начинаются уже в Ис.2).

Время. Ветхозаветные видения царства относятся к определенному временному периоду – пророки ясно показывают, что предсказанный ими золотой век наступит в будущем. О тысячелетнем царстве говорится в будущем времени. «И будет в последние дни», – пишет Исаия в начале своего первого видения грядущего золотого века (Ис.2:2). «В тот день» – обычная формулировка, после которой глаголы стоят преимущественно в будущем времени.

Земля. Не следует упускать из виду очевидное: физическое место, или земля, где наступит тысячелетнее царство, – это один из наиболее заметных образов. Основную мысль выразил Амос в заключительном стихе своей книги:

И водворю их на земле их,

и они не будут более исторгаемы из земли своей,

которую Я дал им, говорит Господь Бог твой (Ам.9:15).

И опять же: Божий народ «на веки наследует землю» (Ис.60:21), ибо Бог обещает «возвратить плененных сей земли в прежнее состояние» (Иер.33:11; см. также Иез.28:25).

Образ земли, в основном, пасторальный с преобладанием природного ландшафта. По сути, природа станет вторым раем: «Эта опустелая земля сделалась – как сад Едемский» (Иез.36:35). «Возвеселится пустыня и сухая земля» (Ис.35:1) и «сделается садом» (Ис.32:15). Специфически пасторальная интонация появляется в картине «пасущихся стад» (Ис.32:14). Главный мотив пасторальной литературы – зеленеющие пастбища: «Пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой» (Иоил.2:22). Поскольку тысячелетнее царство символизирует возрождение после разрушения, этот природный ландшафт несет определенные черты нового творения. Читаем, например, что «пробьются воды в пустыне и в степи потоки» (Ис.35:6).

Тысячелетнее царство – не только пасторальное, но и специфически сельскохозяйственное видение с обрабатываемой землей, приносящей урожай. «И опустошенная земля будет возделываема», – читаем в Иез.36:34. В золотом веке земледельцы будут получать награду за свой труд: «Насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» (Ам.9:14; см. также Ис.65:21–22; Иез.28:26). В новом веке люди «стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею... и душа их будет как напоенный водою сад» (Иер.31:12; см. также Иоил.2:18).

Кроме того, это видение изобилия. В разных местах мы видим образы кипучей энергии и изобилия: «И наполнятся гумна хлебом и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем» (Иоил.2:24). Самый известный стих, прославляющий богатства тысячелетнего царства, – Ам.9:13: «Вот, наступят дни... когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (см. также Иоил.3:18). Видения тысячелетнего царства – это по преимуществу библейская история земного процветания, в которой Бог обещает «направить [благоденствие]... как реку, и богатство народов – как разливающийся поток» (Ис.66:12). Бог обещает дать «насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле» (Иез.34:29).

Город. Хотя в пасторальной традиции сад и город выглядят неизменными противоположностями, в библейском видении тысячелетнего царства они дополняют друг друга и гармонично сосуществуют. Более того, иногда они появляются в одном и том же стихе: «Эта опустелая земля сделалась – как сад Едемский, и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены» (Иез.36:35). В стихе, в котором Амос изображает насаждение виноградников и разведение садов, говорится также, что люди «застроят опустевшие города и поселятся в них» (Ам.9:14). Видение тысячелетнего царства включает в себя как природу, так и достижения цивилизации: «И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их» (Ис.65:21).

В конечном счете город занимает в тысячелетнем царстве такое же видное место, как и пасторальный пейзаж. Самый значительный город – Сион, или Иерусалим, святой город в библейском воображении: «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших» (Ис.33:20). В тысячелетнем царстве Иерусалим станет «славою на земле» (Ис.62:7). Один из самых известных образов тысячелетнего царства – улицы Иерусалима: «Опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме... И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах.8:4–5; см. также Иер.30:18–19).

В смешение пасторальных и цивилизованных образов вписывается одна из наиболее заметных особенностей тысячелетнего Сиона – присутствие славной реки (фактически образ воды присущ видению тысячелетнего царства в целом [Ис. 41:18; 43:19]). Река как будто бы приносит не только материальное удовлетворение, она представляется прежде всего как жизнетворный поток. Самая развернутая картина – видение Иезекииля, в котором описывается река, текущая от храма (Иез.47). На, по крайней мере, отчасти символическое значение реки указывает место, где говорится, что «там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов» (Ис.33:21).

Люди и их образ жизни. Кто же будет обитать в этом грядущем славном месте пасторальной красоты, покоя и городской цивилизации? Об этом нигде конкретно не говорится, но, вероятно, считается само собой разумеющимся, что граждане Божьего Царства – искупленные Господом. Типичное определение гражданства тысячелетнего царства находим в Иез.28:25: «Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны... они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову». В видениях тысячелетнего царства ведущее место занимает символика Израиля, но если смотреть через призму Нового Завета, можно сделать вывод, что в число искупленных входят не только иудеи, но и язычники.

Тысячелетнее царство открывается Божьим актом сверхъестественного восстановления, поэтому мы часто представляем его как состояние, в которое искупленные просто переходят и успокаиваются в нем. На деле все как раз наоборот. Тысячелетнее царство – это центр человеческой активности, наполненный наглядными проявлениями каких-то дел. Одни занимаются сельским хозяйством – делают посадки и собирают урожай (Ис.65:21–22; Иез.28:26). Амос рисует уже упоминавшуюся гиперболическую картину такого усердия Земледельцев и такого изобилия природы, что «пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» (Ам.9:13). Отличительная особенность труда в тысячелетнем царстве выражается в его продуктивности – работники получают плоды своего труда (Ис.62:8–9; 65:21–22; Иер.31:5).

Помимо земледелия, повсюду ведутся строительные работы. Фактически тысячелетнее царство предстает величайшим строительным проектом в истории. Читаем о людях, строящих дома и живущих в них (Ис.65:21; Иез.28:26). Прокладываются также дороги (Ис.40:3; 57:14; 62:10). Но в основном перестраиваются города (Ис.61:4; Ам.9:14). Иногда строителями изображаются иноземцы (Ис.60:10), и даже Сам Бог говорит: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам.9:11).

Еще одна сторона беспрестанной человеческой деятельности в тысячелетнем царстве выражается в резком увеличении количества товаров, привозимых иноземцами, вероятно, в виде уплаты дани. «Богатство моря обратится к тебе, – пишет Исаия, – достояние народов придет к тебе» (Ис.60:5), – и затем он рисует картину толп людей и животных, прибывающих в Иерусалим (Ис.60:6–14). Фактически движение будет таким напряженным, что «будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов» (Ис.60:11).

В тысячелетнем царстве люди будут торжествовать. Все свидетельствует о том, что борьба позади и теперь люди пожинают плоды победы. Это чувство выражается политическими и военными образами совершенного завоевания. Читаем, например, что «придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями» (Ис.61:5). Символом триумфа в Древнем мире был ритуал проведения царей покоренных народов как трофеев в триумфальном шествии, и этот образ присутствует в видении Исаии (Ис.60:11). Народы, ранее притеснявшие Божий народ, «придут к тебе с покорностью» (Ис.60:14). Наряду с этой демонстрацией силы, мы видим образы материальных ценностей, которыми обогатился победивший народ: «Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа – серебро» (Ис.60:17).

Мирное царство. Еще один ведущий мотив ветхозаветных видений тысячелетнего царства – мирное существование без страхов, присущих обычной жизни. Американский художник-квакер Эдвард Хикс выразил дух тысячелетнего царства в известной картине «Мирное царство». Это спокойное существование проявится, в том числе, и в природе:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком,

и барс будет лежать вместе с козленком...

и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис.11:6–9; Ис.35:9; 65:25).

На самом деле Бог заключит «завет мира» и удалит «с земли лютых зверей» (Иез.34:25). В царстве всеобщего мира это условие распространяется также на людей и народы. В отличие от прежнего мироустройства, в котором угнетение враждебно настроенных народов угрожает безопасности человека, в тысячелетнем царстве люди будут жить «на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их» (Иез.39:26), и смогут даже безопасно «жить в степи и спать в лесах» (Иез.34:25). Люди будут «жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис.32:18).

Наиболее известный образ этой мирной жизни изображает ее как превращение войны в мир: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» (Ис.2:4; ср. Иоил.3:10). Бог истребит с земли «лук, и меч, и войну» (Ос.2:18; см. также Ис.60:18).

Удачным общением образов безопасности в тысячелетнем царстве может служить следующий стих:

«Они не будут уже добычею для народов,

и полевые звери не будут пожирать их;

они будут жить безопасно,

и никто не будет устрашать их» (Иез.34:28).

Царство удовлетворенности. В библейских видениях тысячелетнего царства содержится не только описание внешней обстановки, но и показывается картина внутреннего состояния людей. В видениях райского блаженства изображается, как жители земли переживают свое благословенное состояние. Прежде всего они испытывают чувство удовлетворенности. Бог обещал, что в грядущем веке «народ Мой насытится благами Моими» (Иер.31:14; см. также Иер.50:19). Бог пошлет «хлеб и вино и елей», и Его народ будет «насыщаться ими» (Иоил.2:19). Или: «И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего» (Иоил.2:26). Бог обещает «насыщать душу твою» (Ис.58:11). Образы удовлетворенных потребностей занимают видное место в библейских видениях тысячелетнего царства: люди идут к «водам», покупают «без серебра и без платы вино и молоко», «вкушают благо» (Ис.55:1–2).

Не удивительно, что ветхозаветные видения тысячелетнего царства наполнены словами радости, которые нередко выражаются как Божьи обетования: «Тогда увидишь и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое» (Ис.61:5). Народ будет говорить: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем» (Ис.60:10). «А вы будете веселиться и радоваться, – говорит пророческий голос, – во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию» (Ис.65:18). Возвеселится даже «пустыня и сухая земля... и расцветет как нарцисс» (Ис.35:1).

Царь царства. Тысячелетнее царство – божественная монархия под управлением Бога и Его Мессии. Бог «будет Царем над всею землею» (Зах.14:9), и «Царь будет царствовать по правде» (Ис.32:1; см. также Ис.2:4). На престоле Давидовом воссядет Мессия, Который будет управлять вечным царством (Ис.9:6–7; 11:1–5). Люди «увидят Царя в красоте Его» и покорятся Его власти (Ис.33:17–22). Господь «высок» в царстве (Ис.33:5). Он настолько велик, что «не будет уже солнце служить тебе светом дневным... ибо Господь будет для тебя вечным светом» (Ис.60:19–20).

В такой божественной монархии ведущее место занимает, разумеется, поклонение. Нам предлагается вообразить, как к «горе дома Господня» потекут «все народы», говоря: «Взойдем на гору Господню... и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его» (Ис.2:2–3). В этом благословенном царстве люди будут «называться священниками Господа» и их будут именовать «служителями Бога нашего» (Ис.61:6). Пророки предвосхищают время, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв.2:14; см. также Ис.11:9). Описанию поклонения в храме в веке грядущем Иезекииль посвящает восемь последних глав своего пророчества.

Жизнь в тысячелетнем царстве окружена духовной аурой нравственности и святости. «И народ твой весь будет праведный» (Ис.60:21). Сам Бог «наполнит Сион судом и правдою» (Ис.33:5) и «проявит правду и славу пред всеми народами» (Ис.61:11). Святость будет до такой степени пронизывать царство, что «в то время даже на конских уборах будет начертано: “святыня Господу”... И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них» (Зах.14:20–21).

Заключение. Видения тысячелетнего царства в ветхозаветных пророческих книгах рисуют картину утопии («идеального места»). Независимо от степени буквальной или метафорической интерпретации деталей и от конкретного эсхатологического истолкования, образы, возбуждающие воображение, выглядят одновременно пасторальными и городскими. Это видение исполнения человеческих желаний на всех уровнях. И это картина нравственного и духовного совершенства.

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; БЛАГАЯ ЖИЗНЬ; ГОРОД; ЗЕМЛЯ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; МИР (I) – ПОКОЙ; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; САД; СИОН; ХРАМ; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle