Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мир (I) – покой

(Peace)

Для древних греков и римлян мир имел больше теоретическое, чем практическое значение. Персонификацией этого понятия у них была богиня Паке, или Эйрена, которая изображалась молодой женщиной с рогом изобилия в левой руке и с оливковой ветвью или с младенцем Плутосом, богом богатства, в правой. Она была одной из гор – богинь живительных сил природы, олицетворяющих времена года.

В Библии же мир служит одной из ключевых характеристик Бога и важнейшим понятием. Как и в ее древних аналогах, в Библии основное значение мира – политическое. Но политическое значение мира сочетается с эмоциональным и физическим значениями, а также с многочисленными образами из военной области, сельского хозяйства и семейной жизни. Еврейское слово salem (от которого происходит известное существительное salom) в буквальном смысле обозначает состояние без ранений или травм, безопасность и здоровье. В греческом eireneuo выражается, в первую очередь, мысль о политическом мире.

Мир как политическая справедливость. Заключив завет о «мире», Исаак и Авимелех поклялись не причинять друг другу физического зла (Быт.26:29, 31; ср. Нав.9:15). Иисус говорил о необходимости посылать посольство или кого-то еще для переговоров об условиях мира (Лк.14:31–32).

Если «мир» в буквальном значении – результат политических переговоров, Библия строит на этом образе более широкомасштабную истину о полном примирении – физическом и эмоциональном – между враждующими сторонами. Истинный мир в Библии – это всегда мир справедливый и нравственный. Божий «завет мира» стал возможным благодаря усилиям законопослушных Священников, которые отвели Божью ярость (Чис.25:11–12). Мир – это поиск благополучия для других и для себя. Девора, которую называли пророчицей и судьей, обеспечила Израилю политический, справедливый и нравственный мир на сорок лет (Суд.5:1–31).

Иисус благовествовал «мир», исцеление и добро (Деян.10:36). Лжепророки говорили «мир! мир!», но мира не было, потому что они не исцеляли раны народа и не прекращали своих алчных и несправедливых дел (Иер.6:14; 8:11). Таким образом, библейский миротворец выступает в роли не только пророка, но и врача. Гедеон пошел в Пенуэл «в мире», разрушив его башни и убив жителей города, потому что тем самым он воздавал «справедливость» городу, не давшему израильтянам хлеба (Суд.8:9, 17). Умная женщина принесла мир городу Авелю, признав виновным политического бунтаря (2Цар.20:1–2, 14–22).

Итак, «миротворец» занимал определенную политическую позицию и был посланником мира – человеком, прекращавшим войны, приносившим людям физическую безопасность и здоровье, заботившимся о благосостоянии и восстанавливавшим справедливость. Иисус был Князем мира, так как Он соединял евреев и язычников, разрушал разделявшую их стену враждебности и примирял их (Ис.9:6; Еф.2:14–17).

Миротворец/пророк/посланник – образец проповедника. Филон писал, что «глашатаи мира» прекращают войны, надевая сандалии, чтобы быть «быстроногими» для донесения доброй вести (Посольство Гаю 13). Новозаветный проповедник – тоже «глашатай», «благовестник», несущий примирение между Богом и людьми и между народами (Рим.10:15; Еф.6:15; 2Кор.5:16–20).

Библейский пророк, подобно политическому посланнику, стоял между наступающими армиями с потенциально благой для них вестью. Именно таким пророком был Иоанн Креститель, направлявший людей на путь мира (Лк.1:79). К сожалению, прислушаться к его проповеди захотели не все слышавшие его. Он был убит. Как и Иисус.

Мир в метафорических образах. Как уже отмечалось, в античном понимании мир персонифицировался молодой богиней Паке. В Библии же она превратилась бы в сильного, мудрого, быстрого и решительного воина, наподобие мудрости в Притчах (Притч.3:13–17), держащего рог изобилия Божьих богатств и оливковую ветвь как символ примирения.

В Библии политические и справедливые аспекты мира выражаются различными метафорическими образами. Ноги служат распространенной синекдохой человека, бегущего по трудной местности для благовествования (Ис.52:7; Наум.1:15; Рим.10:15; Еф.6:15). Мир сохраняет не только тело, но и сокровенную сущность человека, его сердце (Флп.4:7). Он «владычествует» в сердцах (Кол.3:15). Мир изображается также как разведчик, обследующий вражескую территорию, или как голубь в качестве посланника (Быт.8:8–12). Если дом приветствует Божьего посланника, «мир» этого посланника остается в доме; если нет, мир уходит вместе с посланником (Мф.10:13). Мир не может оставаться там, где ему не рады.

Мир может выражаться и в более «природных» образах. Бог даст мир покаявшемуся Иерусалиму, как кормящая мать дает молоко ребенку (Ис.66:10–13). Мир может также быть плодородной почвой, на которой вырастает «плод» праведности, если сеятель – мирный и справедливый человек (Иак.3:17–18). Приносить мир может дождь. Кроме того, мир – плод Святого Духа или достигается через праведность (Гал.5:22; Евр.12:11). Как же выглядит плод мира? Он неосквернен и непорочен (2Пет.3:14). Мир может возрастать со временем, если он правильно посеян, посажен в правильном месте и хорошо орошается.

См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ВРАГ; ГОЛУБЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle