Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Минералы

(Minerals)

Термин минерал используется в Библии в самом широком смысле применительно к любым неорганическим веществам, находящимся в земле. Учитывая внимание, которое в большинстве прошлых и современных общественных формаций уделяется поиску, разработке и накоплению минеральных богатств, в Библии на удивление мало говорится об этих вопросах и большинство ссылок на них делается как бы мимоходом. Тому есть две основные причины. Во-первых, совершенно очевидно, что в Библии акцент делается на духовном, а не на материальном. Менее очевидная причина заключается в том, что древний Израиль располагал ограниченными запасами полезных ископаемых и его народ обладал лишь небольшими навыками в области горнорудных и металлургических работ. Единственными металлическими рудами в пределах его границ были, как сказано во Втор.8:9, медь и железо, и число неметаллических ископаемых, если не считать камней, было весьма ограниченным.

Такая ограниченность, несомненно, показательна: Израиль был не настолько богат, чтобы его народ мог быть независимым от Бога. По сути основные рудные месторождения располагались на северной и южной границах обетованной земли, и, возможно, неудачи в завоевании и удержании земли объясняются недостатком продуктов металлургического производства, нашедшим отражение в 1Цар.13:19. Как и в случае с сельскохозяйственным процветанием, минеральные богатства Израиль не получил безоговорочно, а должен был завоевать. Кроме того, они были недостаточными, чтобы Израиль мог претендовать на роль индустриальной державы. По той же причине их скудость не соблазняла никого к завоеваниям ради обладания полезными ископаемыми.

Хотя по современным меркам возможности применения минералов в библейские времена выглядят низкими, тем не менее уровень мастерства был более высоким, чем мы могли бы предположить. Недавние исследовательские работы во дворце Ирода в Иерихоне показали, что там использовались различные красители на основе свинца, ртути, меди и глины. Вполне возможно, что аналогичные сложные составы использовались в косметике.

Как и в случае с драгоценными камнями, библейский язык не всегда придерживается научной классификации, и различить минералы бывает порой трудно. Минералы, о которых упоминается лишь кратко и в которых не выражается никакой очевидной символики, – алебастр (Мф.26:7; Мк.14:3; Лк.7:37), свинец (Исх.15:10; Иез.22:18 и далее), олово (Чис.31:22; Иов.19:24) и порфир (Есф.1:6 {«мраморных»}) – мы оставим без внимания. Здесь мы будем следовать традиционному разделению минералов на неметаллические и металлические.

Неметаллические минералы. Многие неметаллические минералы, играющие сегодня важную роль, в доиндустриальном мире либо были вообще неизвестны, либо применялись мало. Главными неметаллическими ископаемыми, добывавшимися из земли, были скальные породы и камни, а также, в меньшей степени, кремень, сера и тому подобное.

Камень. Факт, что в библейские времена камни имели многогранное значение, отражается в целом ряде комплексных и параллельных образов. Палестинский земледелец умудрялся сводить концы с концами, несмотря на каменистую почву (Мк.4:5–6) – на большей части Ближнего Востока коренная порода располагается прямо под поверхностью земли и часто выходит наружу. В более положительном смысле камень был наиболее прочным строительным материалом.

В отрицательном смысле камень упоминается в ссылках на духовное ожесточение (Иер.5:3; Иез.11:19; 36:26). В образе, отражающем, вероятно, повседневную борьбу земледельца с камнями, камень выступает антитезой живых существ. Он бесплоден и безжизнен (Иер.2:27; Авв.2:19; Мф.3:9; 2Кор.3:3; ср. 1Пет.2:4), нем (Авв.2:11; Лк.19:40), неподвижен и бесчувствен (1Цар.25:37; Деян.17:29), а также несъедобен (Лк.4:3). На плотность камня указывается в Исх.15:5; Неем.9:11 и Притч.27:3.

В положительном смысле камень долговечен и кажется, во всяком случае с человеческой точки зрения, неподвластным времени. Это делает его пригодным для начертания на нем Божьих слов (Исх.24:12), для установки межевых столбов (Нав.15:6) и памятников в честь заключения заветов или других событий (Быт.31:45–54; Исх.24:4; 1Цар.6:18; 7:12). На прочность камня указывается во многих местах (напр., Иов.6:12; 38:30; 41:16; Плч.3:9; Иез.3:9; Мф.7:24). Возможно, некоторые качества, связанные с Постоянством и надежностью скал, передаются камням.

Кроме того, образ камня соотносится с Мессией. Этот образ основывается преимущественно на трех ветхозаветных отрывках, в которых речь идет об использовании камня в строительстве. В Пс.117:22 камень, который отвергли строители, удостоился славной роли главы угла – имеется в виду отмена Богом вынесенного миром вердикта в отношении Израиля. Второй отрывок – Ис.8:14, в котором обращается внимание на парадокс, в котором камень (или скала), жизненно необходимый для строения, может также вызвать роковое падение (опасность, которую недооценивают те из нас, кто живет в мире электрического освещения). Бог одновременно – Спаситель и Судья. В третьем стихе (Ис.28:16) говорится о закладке в основание драгоценного и испытанного краеугольного камня, то есть о надежной, крепкой, как камень, природе Божьего Освободителя. Тот факт, что в ранней церкви эти три стиха понимались как относящиеся к Мессии, явствует из ссылки на второй и третий из них в Рим.9:33 и на все три в 1Пет.2:6–8. Раннее возникновение такого истолкования видно из Деян.4:11, и его происхождение, несомненно, связано с Самим Иисусом (Мф.21:42 и пар.). Здесь, а также в Мф.3:9 значение этого толкования подчеркивается сходством еврейских слов камень (ʾeben ) и сын (ben).

Мессианское значение образа камня подкрепляется видением в Дан.2. Здесь оторванный от горы сверхъестественной силой камень разрушил царства этого мира (Дан.2:34–35). Хотя в большинстве английских текстов слово переведено как «скала», эти слова в определенной мере взаимозаменяемы (см. Ис.8:14).

Скала. Вообще различие между камнем и скалой не вполне ясное. Оно еще менее четко выражено в еврейском языке, в котором значения этих слов до некоторой степени совпадают (ср. Ис.8:14). Тем не менее в целом символика, связанная со скалой, совершенно иная. В данном случае основное понятие определяется геоморфологией пустыни, чуждой многим современным западным читателям, – голым пространством без растительности с обнаженными скалистыми породами или горами, возвышающимися на фоне плоской равнины. Здесь, в отличие от открытых пустынных районов Синая или Негева, в скалистых породах есть расселины, где можно спрятаться (Исх.33:22; 1Цар.24:2–4), укрыться от солнца (Ис.32:2), найти защищенное место (Пс.26:5) и, потенциально, воду из Источников. Отсюда, по-видимому, исходит представление, что Бог Израиля есть скала, твердыня, неизменное и надежное Прибежище и Избавитель (1Цар.2:2; 2Цар.22:2–3, 32, 47 и многочисленные псалмы: напр., Пс.18:15; 17:47; 61:2–3, 8). Большое значение в раскрытии этого образа имеет Быт.49:24, и столь же показательны многие ссылки на него в песни Моисея (Втор.32:1–43). Значение скалы как безопасного места подчеркивается в повторяющихся выражениях, таких как «каменная твердыня» или «крепость», в частности в псалмах (напр., Пс.30:3; 61:8; 70:3). Представление о Боге как о скале было столь распространенным, что слово «Скала» стало одним из имен Бога (2Цар.23:3; Авв.1:12). В таких условиях заявление Павла, что духовной скалой, сопровождавшей израильтян во время исхода, был Христос (Кор. 10:4), выглядит дерзновенным провозглашением Его Божественности.

Но, подобно камню, скала по природе негостеприимна к жизни, и эта черта подразумевается в притче о сеятеле (Мф.13:5, 20 и пар.). Это свойство лежит также в основе эпизодов с водой из скалы (Исх.17:1–7; Чис.20:2–11; ср. Ис.48:21), где показано, что Бог может обеспечивать Свой народ необходимым даже в тяжелейших условиях. В Ис.51:1 тоже подчеркивается безжизненность скалы: из неживого материала Бог сотворил народ.

В Новом Завете акцент несколько смещается, отражая иной язык, иную культуру и геоморфологию. Представление о Боге как о камне отсутствует (за исключением 1Кор.10:4), и образ скалы или камня (petros) в основном ограничивается мыслью о твердом основании (Мф.7:24; 16:18).

Кремень и мрамор. Известняковые породы Палестины и прилегающих районов содержат обычно твердые пласты кремня в виде отложений чистого кварца. В Писании упоминается об использовании заостренных пластин кремня в качестве хирургических режущих инструментов (Исх.4:25; Нав.5:2). Но в основе образа в Ис.5:28 и Иер.17:1 лежит твердость кремня. В Зах.7:12 об этом свойстве упоминается в отрицательном смысле в контексте отказа покаяться. Положительный смысл, выражающий твердую решимость выполнить поставленную Богом задачу, имеется в виду в Иез.3:9 {«алмаз»} и Ис.50:7 (с этим стихом, возможно, соотносится Лк.9:51 {«восхотел» = имел твердое намерение}).

Хотя, с научной точки зрения, мрамор представляет собой породу, образовавшуюся в результате метаморфизма известняка, авторы Писания (и большинство строителей с тех пор) употребляют это название в отношении твердого и прочного камня, который можно отполировать для архитектурных и декоративных целей. Все немногие упоминания о мраморе (1Пар.29:2; Есф.1:7; Песн.5:15; Откр.18:12) связаны с богатством и великолепием.

Соль и сера. Основным источником соли в древнем Израиле были естественные залежи вдоль побережья Мертвого моря (Соленого моря, Втор.3:17; Нав.18:19). Это была неоднородная смесь сконденсировавшихся испарений минералов, самый растворимый из которых – галит (NaCl) быстро исчезает под воздействием влаги, в результате чего соль теряет соленость (Мф.5:13). Соль представляет собой уникальный минерал в том смысле, что, с одной стороны, она съедобна, придает пище вкусовые качества и необходима для жизни, а с другой – служит дезинфицирующим средством (ср. Иез.16:4) и в больших дозах ядовита. Почти все символические упоминания о соли в Ветхом Завете связаны со стерилизующими и сохраняющими свойствами, а не со способностью придавать вкус. Мысль о сохранении и, как следствие, постоянстве почти несомненно заложена в образе «завета соли» (Чис.18:19 и 2Пар.13:5; ср. Лев.2:13). Образ в 4Цар.2:20–21, возможно, основывается на символике завета соли, а не на ее стерилизующих свойствах.

В нескольких местах образ соли символизирует бесплодие, нередко в результате проклятия за нарушение завета (Втор.29:23; Суд.9:45; Пс.106:33–34; Иер.17:6 {«бесплодная» = солончаковая}; Соф.2:9). В некоторых из этих мест вспоминается об уничтожении Содома и Гоморры в Быт.19. Здесь можно провести интересное сравнение. С одной стороны, есть неназванная жена Лота, родившая детей (хотя в долгосрочной перспективе с отрицательными результатами, Быт.19:37–38), но ставшая олицетворением бесплодия: соляным столпом (Быт.19:26; ср. Лк.17:32), с другой стороны, есть жена Авраама Сарра, изначально бесплодная, но в конце концов ставшая «матерью народов» (Быт.17:16).

Большинство новозаветных образов соли тоже следует, по-видимому, понимать в свете ее дезинфицирующих и сохраняющих свойств, а не ее способность придавать вкус (Мф.5:13; Мк.9:50; Лк.14:34; Кол.4:6). Это делает более понятной загадку стиха Мк.9:49.

Сера встречается в виде минерала желтого цвета. В Палестине она чаще всего встречается у побережья Мертвого моря. Это легко воспламеняющийся минерал, выделяющий при горении едкий и ядовитый дым и, тем не менее, применяющийся как дезинфицирующее средство.

Металлические минералы. В Библии чаще всего речь идет о таких металлах, как золото, серебро, медь, бронза и железо, хотя упоминается также о свинце и олове. При рассмотрении символики металлов не следует упускать из виду, что тогда (как и сейчас) в плане использования металлов были значительные технологические и экономические ограничения. Возможно, нет вообще никакой символики в применении меди в храме Соломона – самом выдающемся примере употребления металлических изделий. В конечном счете, что еще можно было использовать?

Две черты, характерные для параллельных культур, показательны своим отсутствием в Писании: металлам не придается астрологического значения и с металлами, как и с теми, кто их обрабатывает, не связывается магическая сила.

Золото. Тогда, как и сейчас, золото было самым ценным металлом благодаря своей редкости, ковкости и способности не терять блеска. Оно часто ассоциируется с Богом и служит символом Его святости, величия и неизменности Его природы (см. многочисленные упоминания о золоте при возведении скинии в Исх.25–30; Мф.23:16–17). Чем ближе оно к Богу, тем более «чистым» (Исх.25:17, 24) должно быть золото.

На человеческом уровне золото связывается с образом царя, в первую очередь, с царской властью, царским достоинством и величием (Быт.41:42; Есф.4:11; 5:2; 8:4). В Израиле такое понимание более всего заметно во время царствования Соломона (3Цар.10:16–22).

Золото использовалось также в качестве достойного приношения при поклонении Богу (Ис.60:9; Агг.2:8), иногда в сочетании с ладаном (Ис.60:6; ср. Мф.2:11). Оно приносилось даже как жертва повинности (1Цар.6:4; ср. 1Пет.1:18). Но по самой своей природе золото также неизбежно связывалось с лжерелигиями (Исх.32; 3Цар.12:28; Пс.113:12; Иер.51:7; Дан.3:1–18; Откр.18:12, 16). Оно, несомненно, было сетью и искушением (Втор.7:25). В меньшей степени оно используется как показатель процветания и благосостояния.

Серебро. Хотя о серебре в Писании часто упоминается в сочетании с золотом, оно как будто бы не связывается с Богом. Это может объясняться тенденцией серебра терять блеск. Кроме того, факт, что серебро ассоциировалось с торговлей (это был основной металл для изготовления денежных знаков), исключал возможность обозначения с его помощью чего-либо святого.

В перечислениях серебро обычно следует за золотом, что указывает на его меньшую ценность и силу (напр., Дан.2:31–45). В один ряд с золотом серебро ставится в двух основных случаях: во-первых, когда они выступают как дары для «освящения жертвенника» (Чис.7:11–86) и как приемлемые приношения (Ис.60:9), и, во-вторых, в связи с изготовлением идолов (напр., Пс.113:12; 134:15; Ис.2:20; 30:22).

Необходимость очищения серебряной руды служит основанием для двух образов. В Иер.6:29–30 в плавильной печи к серебряной руде добавляется свинец как флюс для отделения примесей. В этом образе выражается попытка Бога очистить Израиль удалением примесей нечестивых как результата нашествия вавилонян. В Иез.22:20–22 Иерусалим сравнивается с плавильной печью, где плавится серебро, – это образ Божьего гнева.

Медь и бронза. Медь (как и железо) – металл местного производства в обетованной земле (Втор.8:9). Не всегда бывает ясно, что имеется в виду: медь или бронза (природный или искусственный сплав с примесью 2–16 процентов олова), хотя в этом помогает разобраться контекст. Медь – мягкий металл, который можно ковать; бронза же – твердая, и из нее можно отливать острые орудия. В новозаветные времена из меди делали монеты низкого достоинства.

У бронзы два символических значения. Когда речь идет о «пассивных» предметах, таких как оковы, плоть, двери, кости, стены и башни (4Цар.25:7; Иов.6:12; 40:13; 41:19; Ис.45:2; Иер.1:18; 15:20), она символизирует твердость, силу и неуязвимость {во всех этих и последующих случаях это слово переведено как «медь»}. Таинственные бронзовые столбы у притвора храма Соломона (3Цар.7:15–22), возможно, символизируют Божью спасительную силу. В некоторых случаях бронза символизирует недоступность (как в Лев. 26:19; Втор.28:23; Ис.45:2). Такая символика усиливается сочетанием с железом. Когда же речь идет об «активных» предметах, таких как оружие, когти и копыта, бронза символизирует жесткость и остроту (Иов.20:24; Дан.7:19; Мих.4:13). Здесь тоже присутствие железа усиливает образность, придавая ей характер смертельной комбинации остроты и силы. Итак, бронза может символизировать как надежную защиту, так и опустошительное нападение.

Бронза (и железо) может также обозначать злодеев и врагов Бога (Иер.6:28). Смысл здесь, скорее всего, заключается в том, что нечестивцы ожесточаются против Бога. Что касается ценности, у бронзы она, несомненно, ниже, чем у золота (Ис.60:17; Дан.2:31–45), и в этом смысле она служит признаком ухудшения положения вещей.

Железо. Если не считать меди, железо – единственный металл местного производства в обетованной земле (Втор.8:9). Высокие температуры, требующиеся для плавки железа, ставили его на грань или за пределы возможностей израильской технологии (1Цар.13:19). В символическом отношении железо – металл исключительно промышленного и военного применения, и, несмотря на свою ценность (4Цар.6:1–7), он никогда не появляется в контексте поклонения. Как и бронза, железо символизирует силу и даже жестокость (Пс.106:10, 16; Дан.2:40; 7:7, 19; ср. Откр.2:27). Температуры, достигавшиеся в печах при плавке железа, были самыми высокими среди известных в библейские времена и служили образом суровой жизни в Египте (Втор.4:20; 3Цар.8:51; Иер.11:4).

См. также: БРОНЗА, МЕДЬ; ЖЕЛЕЗО; ЗОЛОТО; КАМЕНЬ; КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ; РЖА, РЖАВЧИНА; СВИНЕЦ; СЕРА; СЕРЕБРО; СКАЛА; СОЛЬ.

Библиография:

К. Н. Singer, Die metalie Gold, Silber, Bronze, Kupferund Eisen im Alten Testament ihre Symbolik (Wurzburg: Echtar, 1980).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle