Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Соль

(Salt)

Соль служит для множества целей. Образ соли, как и всякого другого природного соединения, можно использовать как в положительном, так и в отрицательном смысле. Библейские авторы охотно пользуются образом соли, и упоминания о ее полезных и вредных качествах разбросаны по всему Писанию, особенно в Ветхом Завете. Библейские авторы хорошо знали свойства соли и связывали ее с образами приправы к пище, сохранения и очищения или с впечатляющими образами смерти, запустения и проклятия.

В ссылках на положительные качества соли подчеркиваются ее вкусовые, консервирующие и очищающие свойства. «Едят ли безвкусное без соли?» – задает риторический вопрос Иов (Иов.6:6). Павел увещевает колоссян: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол.4:6). В упоминаниях о соли завета подчеркиваются консервирующие свойства соли как символа неизменного и нерушимого союза Бога и Его народа (Лев.2:13; Чис. 18:19; 2Пар.13:5). Кроме того, благодаря своим консервирующим свойствам соль фигурирует как непременная добавка ко всякому приношению всесожжения (Езд.6:9).

Можно отметить также связь между солью и новым началом или расставанием. Новорожденных младенцев натирали солью: «При рождении твоем – в день, когда ты родилась, – пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена и пеленами не повита» (Иез.16:4). В глазах Авимелеха разбрасывание соли в захваченном городе символизировало проклятие: он «разрушил город и засеял его солью» (Суд.9:45). Соль в почве подавляет рост посевов, но также символизирует разрыв с прошлым. Оздоровление Елисеем воды в Иерихоне с помощью соли символизирует, возможно, новое начало в смысле снятия проклятия, наложенного на него Иисусом Навином: «И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою» (4Цар.2:21).

Иисус сопоставляет позитивные и негативные потенциальные возможности соли: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна» (Мф.5:13). Соленое (Мертвое) море, соленая долина, соленый город – все эти понятия связываются со смертью, разорением, отчаянием и запустением. «Сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы» (Втор.29:23). Иеремия связывает образы вереска в пустыне, бесплодной степи, запущенной местности и соленой земли с человеком, отвернувшимся от Бога (Иер.17:6). Со своей стороны, Иезекииль противопоставляет соленые болота и лужи плодоносным источникам чистой воды, у которых растут всякие деревья с неувядающими листьями (Иез.47:11–12). Вместе с тем, в видении Иезекииля, где описывается цветущее и здоровое Мертвое море, соль играет такую важную роль, что болота сохраняются для ее производства.

См. также: ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle