Соломон
(Solomon)
Как историческая личность Соломон широко известен своим легендарным богатством. Он был богат до такой степени, что мог бы, как Мидас, превращать все, к чему он прикасается, в золото. Он сделал серебро «равноценным с простыми камнями» (3Цар.10:27). В Ветхом Завете отмечается также, что его мудрость была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян» (3Цар.4:30) и что «все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (3Цар.10:24). Христос говорил о мудрости Соломона и давал понять (с помощью параллельной конструкции), что она превосходила человеческую мудрость и была духовно возрождающей: Он приводил пример ее воздействия на царицу Савскую и сравнивал ее со значением проповеди Ионы для ниневитян (Лк.11:31–32).
Библейские образы Соломона занимают такое выдающееся место, что сегодня мы привыкли к употреблению его имени в качестве притяжательного прилагательного: Соломоновы копи, Соломоново богатство, Соломоновы жены, Соломонов храм. Никто не получал от Бога такого заманчивого предложения: «Проси, что дать тебе» (3Цар.3:5). Соломон обладал несметным богатством и огромной властью и был олицетворением неограниченных потенциальных возможностей.
К сожалению, к концу своего правления Соломон стал образом растраченного понапрасну потенциала и утраченных позиций. Он унаследовал от Давида крепко стоящее царство, жившее в мире со всеми окрестными царями (3Цар.2:12; 4:24). Он унаследовал также задачу возведения Божьего храма. Но тогда как царство находилось в надежном состоянии, этого нельзя сказать о расположении сердца царя к Богу, что нагляднее всего проявилось, пожалуй, когда он построил себе дворец, вчетверо превышавший размеры храма (3Цар.6:2; 7:2). Когда Соломон решил поклоняться языческим богам своих многочисленных жен, Бог забрал у него царство, которое он мог бы передать своим детям.
Образ утраченных возможностей Соломона лучше всего показан в Книге Екклесиаста. «Проповедник» в этой книге ассоциируется с Соломоном. У него были мудрость, власть и женщины, но он не мог найти смысла жизни «под солнцем».
Христос рассматривает Соломона и его богатство с Божьей точки зрения, указывая в Нагорной проповеди, что даже Соломон не мог одеваться так изысканно, как полевые лилии (Мф.6:28–29). Соломон оставил свой след на земле и временами использовал свои дары для прославления Бога, но его духовный выбор показывает, что преходящую роскошь он ценил больше вечного наследия. Мудрость Соломона признается в Мф.12:42. Но она бледнеет в сравнении с мудростью Иисуса.
См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ДАВИД; КНИГА ЕККЛЕСИАСТА; МУДРОСТЬ.