Пища, продовольствие
(Food)
Пища присутствует в библейских рассказах от начала до конца, как она присутствует день за днем и в человеческой жизни. В Ветхом Завете пища служит выражением образов Божьего провидения, привлекательности Его творения и надлежащего порядка в жизни. В Новом Завете все эти образы сохраняются, но поднимаются на более высокий уровень символики, наиболее полное выражение находящей в лице Иисуса Христа, – пищи с неба.
Пища как проявление заботы. Наличие продуктов питания свидетельствует о щедром обеспечении Бога. В Писании люди относятся к пище не как к какому-то случайному благу, а как к дару из Божьей руки. В Едемском саду Адам и Ева впервые получили от Бога «всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (Быт.1:29). Бог позаботился не только о людях: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт.1:30). Щедрость и размах Божьего обеспечения находит ясное выражение в повторяющихся в этом рассказе Бытия словах «всякий» и «все»: в Божьем плане по удовлетворению насущных потребностей не упущено из вида ни одно живое создание.
В псалмах множество раз возносится хвала Богу за такое полное обеспечение потребностей всех живых существ. В Пс.103, например, прославляется Бог, Который «произращает траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу» (Пс.103:14). Псалмопевец охватывает взглядом землю, наполненную самыми разными созданиями, от зайцев до львов, и восклицает: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время... отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» (Пс.103:27–28). Изначальное предоставление пищи в Едеме превращается в картину непрестанно простертой руки Бога, дающей пищу.
Обращаясь к израильтянам перед вхождением в обетованную землю, Моисей напомнил им, как Бог давал манну в пустыне: «Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною... дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3). Божье материальное обеспечение должно было побудить народ к смиренному подчинению заботливому Богу и вниманию к Его слову.
Сказав царю Ахаву, что Бог на несколько лет прекратит дожди и тем самым вызовет в Израиле сильный голод, пророк Илия на примере прекращения обеспечения продовольствием продемонстрировал идолопоклонническому народу, что тот нуждается в одном истинном Боге, Который управляет и обеспечивает всем (3Цар.17:1). Сам Илия получил пропитание: воду он пил из потока, а хлеб и мясо ему по утрам и вечерам приносили вороны. Предоставлением пищи Бог раскрылся Своему послушному служителю, который жил по каждому слову, исходившему из уст Господа. Когда поток высох, Бог направил Илию к голодавшей вдове, которая сначала получила неистощимый запас муки и масла, затем как дар – вернувшегося к жизни сына и в конце концов уверовала в «слово Господне» в устах Илии (3Цар.17:7–24). Божье обеспечение вдовы из Сарепты питанием стало первым шагом на пути ее обращения к Богу.
Пища как удовольствие. Бог не только обеспечивает, и обеспечивает с избытком, свои творения питанием, но также предлагает огромное множество приятных вкусовых ощущений, красок, форм и запахов, указывающих на радость и удовлетворенность, которые Творец испытывает от Своего творения. Начиная с рассказа об обилии плодоносящих растений и деревьев в Едемском саду и данного Богом после потопа разрешения использовать в пищу живых существ (Быт.9:3), упоминания в Библии о продуктах питания становятся все более многочисленными и разнообразными. Появляются не просто фрукты, но и смоквы (Втор.8:8), яблоки (Притч.25:11), гранаты (Иоил.1:12), виноград (Мф.7:16) и дыни (Чис.11:5). Виноград употребляли не только в виде сырых ягод (Чис.6:3), из него также делали изюм (1Цар.25:18), сок (Ис.49:26 {«молодым вином»}), вино (Притч.3:10) и уксус (Руф.2:14). Первым чудом Иисуса на свадьбе в Кане было превращение воды в вино, чтобы сделать праздник более веселым и продемонстрировать качества приятного плода земли (Ин.2:1–11).
Обещанная Божьему народу земля в Писании раз за разом называется землей, где течет молоко и мед (напр., Исх.3:8). Бог хотел дать Своему народу не только основные продукты питания, но и более приятную пищу, даже мед – высоко ценившийся деликатес. Для улучшения вкусовых качеств Бог дал людям также ароматические травы и специи, например, соль. «Едят ли безвкусное без соли, – вопрошал Иов, – и есть ли вкус в яичном белке?» (Исв 6:6). Сравнением бесполезного совета своих друзей с пресной и неприправленной пищей Иов подчеркнул благотворный по своей сути характер приятного вкуса и аромата блюд – восхитительного дара Бога Творца и знамения Его удовлетворенности Своим творением.
Пища как символ установленного порядка. В образе пищи выражаются не только Божье обеспечение и удовольствие от нее, но и определенный установленный порядок человеческой жизни. В Едемском саду Бог использовал фруктовое дерево как символ познания добра и зла, и вкушение от него вылилось в акт неповиновения со стороны Адама и Евы (Быт.2:17). Пища сама по себе устанавливает определенные границы. На самом простом и конкретном уровне речь идет о послушании или непослушании. И тот факт, что Бог предопределил людям принимать пищу, чтобы она становилась частью их самих, становится ярким образом их открытости добру или злу, употребления того или иного, которое в конечном счете овладевает ими.
Когда Адам и Ева вкусили запретный плод, проклятие было наложено на весь процесс получения и употребления пищи. Изначальный совершенный порядок этого процесса нарушился, как и все остальное после грехопадения. Проклятию подверглась земля, которая отныне должна была производить терние и волчцы. Отныне человек должен был получать от нее пищу не благодатно, как раньше, а работая в поте лица своего (Быт.3:17–19). После потопа Бог милостиво и благосклонно отнесся к праведному Ною, пообещав никогда больше не проклинать землю в ответ на человеческий грех, а «во все дни земли» поддерживать процесс чередования сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи в надлежащем порядке (Быт.8:22). Сезонные циклы, благодаря которым сегодня производятся продукты питания, даже несмотря на терния и волчцы и на тяжелый труд вследствие изначального проклятия, продолжают оставаться знамением Божьего промысла в отношении Его народа. Разумеется, порядок не столь совершенен, как в Едемском саду: после потопа Бог объявил, что животные, птицы и рыбы будут «страшиться» и «трепетать» перед человеком, который может отныне есть «все движущееся, что живет», а не только растения (Быт.9:2–3). Божий промысел изменил границы Его обеспечения, которое сохранилось, но без гармонии, существовавшей в Едемском саду. Признаки как благодати, так и суда присутствуют во всех сторонах нашей жизни, в том числе в употреблении пищи.
Когда после вкушения запретного плода в Едемском саду в жизнь рода человеческого вошел грех, частью установленного порядка стали приношения пищи Богу. В определенном смысле в Ветхом Завете связь между людьми и Богом осуществлялась посредством приношения пищевых продуктов, тогда как до грехопадения Бог и человек находились в прямом общении. Пища на жертвеннике символизировала не только разделение, но и восстановление общения благодаря смирению и покаянию жертвователя и, в конечном счете, благодаря совершенной искупительной жертве Иисуса Христа. В Книге Левит записан целый ряд сложных законов, в соответствии с которыми пища считалась чистой или нечистой для принесения в жертву или для употребления. В первых пяти главах Книги Левит описаны пять разных видов жертвоприношений (жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва мирная, жертва за грех и жертва повинности) с использованием тельцов, баранов, птиц, хлеба, елея, соли, коз и ягнят и тщательно разработанными методикой и порядком. Например, «чистыми» и пригодными для употребления в пищу были только животные с раздвоенными копытами и жующие жвачку. С помощью этой до мелочей упорядоченной системы питания Бог показывал Своему народу жизненно важное значение чистоты и осквернения (не только в физическом, но, что еще более важно, в духовном плане) для взаимоотношений с Богом. Поэтому Даниил, отказавшись проявить неповиновение Божьим законам, касавшимся пищи, которую можно и нельзя есть, сохранил свою жизнь не только в физической чистоте, но и в чистоте послушного сердца (Дан.1).
Рассказы Писания о количестве предоставляемой пищи тоже свидетельствуют о божественно установленном порядке. В пустыне израильтяне получали манну ежедневно и имели право собирать ее только на один день, не больше. Когда они из жадности попытались собрать больше, она за ночь сгнила и покрылась червями. Только на шестой день собранная двойная порция не сгнила и осталась свежей на день отдыха (Исх.16:16–26). Предоставлением дневной провизии в строго необходимом количестве Бог показывал достаточность Его каждодневной заботы о Своем народе. Накануне субботы Он давал больше, чтобы подчеркнуть особую святость этого дня.
В Библии показано, что Бог сотворил разумно упорядоченную землю, способную производить достаточно продуктов питания для живущих на ней существ. Предоставляемого Им продовольствия хватает на всех, и когда баланс и порядок распределения пищи нарушаются, Он скорбит и заботится о тех, кто получает слишком мало. В Писании Божья рука часто изображается простертой к бедным и голодным. В Пс.145:7 псалмопевец показывает Его «творящим суд обиженным, дающим хлеб алчущим». «Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем», – поет Мария в Лк.1:53. Накопительство и чрезмерное потребление последовательно осуждаются. Мудрый Соломон советует есть мед, «сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч.25:16).
Духовная пища. В Ветхом Завете в образе физической пищи выражается мысль о провидении, удовольствии и установленном Богом порядке. Но с пищей связан еще один уровень символики – духовный. Исаия взывает: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис.55:1). Исаия развивает свою метафору и в конце следующего стиха заявляет: «Душа ваша да насладится туком» (Ис.55:2). Понятно, что Исаия имеет в виду пищу для души, духовную пищу.
Различие между физической и духовной пищей Иисус начал объяснять, когда убеждал Своих учеников не заботиться о том, что им есть и во что одеться. Он сказал: «Душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк.12:23). В этом отрывке Иисус не принижал значение физической пищи, но заявил, что Бог заботится об этой стороне жизни, и призвал Своих последователей искать совершенно иную сферу – Его Царство (Лк.12:31).
Как надо искать Царство, Иисус показывал Своими словами и делами (Лк.12:22–34). Однажды, когда ученики попросили Его поесть, Иисус ответил, что у Него есть пища, которой они не знают (Ин.4:32). Он воспользовался метафорой Исаии о «наслаждении туком» для души. Когда ученики не поняли Его, Иисус пояснил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). Поиск Бога и Его Царства – вот пища, которая привлекала, наполняла и питала Его.
Иисус не только говорил о духовной пище, Он Сам стал для Своих последователей духовной пищей, живой метафорой, которую надо воспринять и по которой следует жить. После чудесного насыщения пяти тысяч скромными запасами маленького мальчика Иисус предупредил учеников: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27). Чудо насыщения физической пищей произвело на учеников большое впечатление, и они связали его с ветхозаветным чудом ниспослания манны в пустыне. Но Иисус перевел их внимание с хлеба как такового на Бога, Который дает хлеб с небес и Который послал истинный хлеб в виде Своего Сына.
Кульминацией в этом отрывке служит заявление Иисуса: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35). Иисус есть манна с неба, хлеб, пища, которая удовлетворит души и даст вечную жизнь. Он есть Слово, исходящее из уст Бога, по Которому живут мужчины и женщины (см. Втор.8:3; Ис.55). Иеремия пишет: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16). Когда Христос, Который в начале был Словом, пришел к Своим последователям, Он пришел как хлеб, дающий жизнь (Ин.1:1).
Далее в Ин.6 следует пространная речь об Иисусе как о хлебе. Иисус сделал метафору крайне выразительной, заявив, что если верующие не едят Его Плоть и не пьют Его Кровь, в них нет жизни: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55). Как нам относиться к такой метафоре? Слышавшие Иисуса назвали ее «странными словами» (Ин.6:60). Не говоря уже об ужасной перспективе есть тело человека, каждый иудей знал установленный Богом закон, запрещавший пить кровь любого животного. Кровь следовало полностью удалять, «потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (Втор.12:23). Перевернув этот закон и обратив его на Себя, Иисус хотел, чтобы посредством пролитой Им Крови люди восприняли Его жизнь – жизнь Бога.
Кровь, нанесенная на косяки дверей в Египте, спасла израильтян от смерти. В воспоминание об этом исходе Божий народ ежегодно отмечал пасху с принесением в жертву агнцев и праздник опресноков (Исх.12). После принятия Божьего закона у горы Синай кровью жертвенных животных окроплялся народ в ознаменование «крови завета» Бога со Своим народом (Исх.24:8). С библейской точки зрения весь этот хлеб и вся эта кровь были символами Плоти и Крови Иисуса Христа, пришедшего, чтобы избавить народ от вечного гнева принесением Себя за грехи в качестве совершенного жертвенного Агнца.
На первой вечере Господней Иисус разделил с учениками традиционную пасхальную трапезу и раскрыл им подлинный смысл этого праздника. Предлагаемый хлеб, сказал Он, «есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем Он взял чашу и сказал: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). Вкушая хлеб и вино – то есть принимая лично принесенную Иисусом жертву, – человек становится сопричастником смерти и жизни Сына Божьего. Когда человек ест эту пищу, она входит в него и становится частью его живого тела. Поэтому Павел писал коринфянам: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10).
Иисус как пища для верующих являет Собой апогей всех библейских образов пищи. С самого начала единственной живой пищей был Христос. О Моисее и израильтянах Павел писал: «И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:3–4). По Своему промыслу Бог еще до основания земли задумал послать хлеб жизни, дать жизнь с избытком, предложить путь восстановления порядка, существовавшего в Едемском саду, когда люди находились в прямом общении с Богом.
Дальнейшее развитие в Новом Завете получают и другие стороны образа пищи для метафорического раскрытия духовной истины. Иисус – не только наш хлеб, но и живая вода, текущая в учениках, как из источника, в жизнь вечную (Ин.4:14). Конкретные продукты питания становятся метафорами: молоко, например, символизирует начальное обучение «младенцев во Христе», а «твердая пища» – наставничество более зрелых верующих (1Кор.3:1–2; Евр.5:12–13). Образ соли Иисус использовал для изображения Своих последователей и результатов их дел на земле (Мф.5:13).
Но центральное место, к которому надо возвращаться при рассмотрении образов пищи в Писании, занимает Сам Иисус. Вкусившие Его Плоти и Крови приходят на завершающий праздник – брачную вечерю Агнца (Откр.19:7–9). Этот праздник станет вечерей Господней по ту сторону смерти Иисуса. Там будет уже не Агнец, готовый пролить Свою Кровь, а воскресший и прославленный Агнец, готовый принять Свою невесту – Церковь, которую Он очистил Своей смертью. «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Откр.19:9).
См. также: АППЕТИТ; ВИНО; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЕДА, ПИТАНИЕ; ЖАЖДА; ЖЕЛУДОК; ЖИВОТНЫЕ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; МАННА; МЕД; МОЛОКО; ОХОТА; ПИР; ПИТЬЕ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; ПОХЛЕБКА; ПШЕНИЦА; РЫБА, РЫБАК, ЛОВЛЯ РЫБЫ; САД; СМОКВА, СМОКОВНИЦА; СТОЛ; ТРАПЕЗА; ТУК, ТУЧНОСТЬ; УЖИН, ВЕЧЕРЯ; ХЛЕБ.