Желудок
(Stomach)
Образ желудка входит в ряд библейских образов, связанных с пищей и едой. На физическом уровне он, как буквально, так и через синекдоху и метонимию, связан с телесными потребностями и поддержанием жизни. Как таковой, образ указывает и на моральные и духовные личные ценности в более широком плане, на самоконтроль, умение сдерживать себя и состояние души. Еще один ряд образов указывает на желудок просто как на уязвимый орган тела. Прежде всего образ желудка связан с темой удовлетворения телесных потребностей. Полный желудок предполагает комфорт и богатство, или удовлетворение. В своей прощальной речи, говоря о хорошей жизни, ожидающей израильтян в земле обетованной, Моисей упоминает как одну из подробностей полный желудок: «Будешь есть и насыщаться» (Втор.6:11; см. также Иов.20:22–23, где полный желудок – образ изобилия). Напротив, пустой желудок означает телесные лишения и дискомфорт, иногда в результате Божьего суда над непокорными. Господь говорит Израилю: «Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. Ты будешь есть – и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя» (Мих.6:13–14; см. также Ам.4:6). Блудный сын из притчи Иисуса был так голоден, что «рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи» (Лк.15:16). В ветхозаветной притче полный желудок служит символом изобилия, а пустой – примером нужды: «Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишения» (Притч.13:25; см. также Притч.18:20). Иными словами, полный желудок – это образ хорошей жизни, награды за благочестивое поведение.
Важность полного желудка видна из двух наиболее важных историй искушения в Библии. Сатана использует потребность желудка, искушая Еву, извращая изначально благой принцип аппетита в свою пользу (Быт.3:6). Позже, когда Иисус постится сорок дней в пустыне, сатана первым делом предлагает Ему пищу для желудка: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3). Адам и Ева согрешили, но Иисус одержал победу над телесными потребностями и ложью сатаны, призывающего нас удовлетворять свои желания.
В Библии желудок иногда указывает на состояние души человека. Павел цитирует популярное высказывание своего времени: «Пища для чрева, и чрево для пищи» (1Кор.6:13), – указывая на плачевное состояние тех, кто пытается удовлетворить аппетиты своей греховной природы. Подобным образом, «враги креста Христова» погибнут, так как «их бог – чрево» (Флп.3:18–19). О значении этих слов ведутся споры. Возможно, речь идет о либертинцах, аппетиты которых уводили их от Христа. Или же имеются в виду обращенные в христианство иудеи, пропагандировавшие иудейские законы питания вопреки Евангелию. Отрицательное отношение к желудку в Библии связано не только с тем, что он может занимать мысли людей, но и с тем, что его невозможно удовлетворить полностью: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Ек.6:7).
Иисус метафорически использует физический образ пищеварения, говоря, что душа, а не желудок, делает человека чистым или нечистым. Иисус сказал: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека» (Мф.15:17–18; ср. Мк.7:21).
Пророческий мотив свитка, который велят пророку съесть, – метафора, обозначающая усвоение Слова Божьего (Иез.3:3; Откр.10:9–10). Свиток, который съедает Иоанн, горек для его желудка, что символизирует видения о суде, посланные ему Богом. Софар в похожих выражениях описывает несчастья, ждущие грешников: «Если сладко во рту его зло... то эта пища в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его» (Иов.20:12, 14). Далее говорится, что богатые грешники «изблюют» свои богатства по воле Бога (Иов.20:15).
Самое знаменитое упоминание желудка в Библии – это желудок «большой рыбы» {«кита»}, в котором Иона спасся от смерти в пучине. Несмотря на положительное значение факта спасения, нахождение в желудке рыбы вряд ли было приятно, а затем рыба исторгла пророка на сушу.
Последний мотив, связанный в Писании с образом желудка, – это нанесение кому-либо страшной раны. Так, мы читаем, что Авенир вонзил копье в живот Асаилу (2Цар.2:23), Иоав в отместку поразил в живот Авенира (2Цар.3:27), а Рихав с Бааной поразили в живот Иевосфея (2Цар.4:6).
Хотя в Библии иногда упоминается полный желудок как физическое состояние, которого люди желают во время земной жизни, в большинстве случаев образ желудка имеет отрицательное значение. Чаще всего образ желудка связывается с вонзающимся в него оружием, с горечью и рвотой, муками голода и ненасытным аппетитом, с обжорством, которое превращается в идола.
См. также: АППЕТИТ; ЖИВОТ, ЧРЕВО, УТРОБА; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ.