Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Железо

(Iron)

Пониманию образов металлов в Писании помогает история развития плавильного производства. В тексте содержатся лишь намеки на переход от каменных к медным и бронзовым орудиям труда (Исх.4:25; Нав.5:2; ср. Быт.4:22), а вот переход от бронзы к железу служит как бы задним планом борьбы Израиля за независимость от угнетавших его соседей, бдительно следивших за сохранением монополии кузнечного производства посредством заключения договоров с кланами кузнецов (Суд.4:17 {«Кенеян»}; ср. Быт.4:22).

Надежное железное оружие не теряло остроты, притупляя или даже деформируя бронзовый меч. Превосходство железного оружия неоднократно ставило израильтян в невыгодное в военном отношении положение. Даже их сельскохозяйственные орудия требовали дорогостоящего ухода и ремонта у филистимлян (1Цар.13:20–21). Войдя в землю, израильтяне на первом этапе полностью зависели от хананеев в плане приобретения железных изделий (1Цар.13:19–22). По экономическим и мистическим причинам находившиеся под контролем филистимлян ремесленники ревниво оберегали свои производственные секреты, и «кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья» (1Цар.13:19). В песни Деворы колена показаны невооруженными крестьянами (Суд.5:7–8). Недостаток оружия со всей очевидностью препятствовал попыткам Саула добиться независимого положения (1Цар.13:22). Военные успехи Давида основывались отчасти на наличии большего количества оружия (2Цар.12:31). Неясное происхождение еврейского слова barzel «железо», указывает на его заимствование вместе с технологией производства.

В символическом смысле железо связывалось с несколькими представлениями. Во-первых, будучи самым твердым среди известных в то время металлов, оно символизировало наивысший уровень технологического прогресса. Хотя производство железа в конечном счете стало достаточно распространенным явлением, тем не менее сохранялись определенные ограничения, препятствовавшие более широкому распространению: затруднялся доступ к ревностно охраняемым секретам, залежам руды, технологическим знаниям и овладению достаточно высоким уровнем мастерства. Как уже упоминалось, кузнецы тщательно оберегали свои секреты от посторонних. Тайна и магические действия, окружавшие выплавку железа, особенно высокие температуры и контроль качества, необходимые при производстве железных изделий, делали кузнецов кудесниками и первосвященниками технологического процесса, а также первостепенным фактором при разработке любых планов в борьбе за независимость или военной экспансии.

Мистическое представление о железе сохранялось и в позднем иудаизме; так считалось, что имена жен Иакова обладают магическими лечебными свойствами по связыванию злых духов, так как их начальные буквы составляют слово brzl – «железо» (Валла, Рахиль, Зелфа, Лия). Укрытие железа в земле Иов приводит в качестве примера непостижимой божественной мудрости (Иов.28:2). Используя мистическую символику железа, Иеремия отмечает, что «грех Иуды» написан железным резцом (Иер.17:1), имея тем самым в виду, что твердость материала (пророк сравнивает его с алмазным острием) способствует неизменности написанного (ср. Иов.19:24). Страх перед железными колесницами (Нав.11:6; 17:18; Суд.1:19; 4:3, 13) основывался отчасти на их действительной эффективности в бою и отчасти на символическом технологическом преимуществе их неуязвимых составных частей, то есть на преимуществе, которое Израиль одно время отрицал. Тайна производства изделий из железа, тот парадоксальный факт, что ударами тупого железного молотка можно сделать другой железный предмет острым, послужили основанием для поговорки: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притч.27:17) – в которой подразумевается, что взаимодействие равных по силе мыслительных способностей производит острый, как бритва, ум и проницательность.

Во-вторых, железо символизировало силу и прочность. Сила бегемота выражается среди прочего в том, что «кости у него, как железные прутья» (Иов.40:13), а левиафана – в том, что «железо он считает за солому» (Иов.41:19). Закованному в железо убежать невозможно (Пс.106:10). «Железный столб» (Иер.1:18) символизирует непреодолимую силу, а «жилы железные» обозначают упорное нежелание покаяться (Ис.48:4). Железный жезл служит символом твердого и сурового правления (Пс.2:9; Откр.2:27; 12:5; 19:15). В том же духе жестокая засуха сравнивается с небом, как медь, и с землей, как железо (Втор.28:23; см. также Лев.26:19).

Наконец, сравнительная ценность металлов играет важную роль в описании Даниилом четырех мировых империй при истолковании сна Навуходоносора (Дан.2:41). Хотя в этом ряду железо обладает наименьшей ценностью, оно превосходит другие металлы по прочности, в которой подразумевается управление без религиозных ценностей и культурных достижений, основанное на силе и непреклонной воле. Равным образом, «железные зубы» в видении Даниила символизируют безжалостность и жестокость (Дан.7:19). Ужасы войны Амос изображает с помощью образа «железных молотил» (Ам.1:3).

См. также: БРОНЗА, МЕДЬ; КОЛЕСНИЦА; МЕЧ; ОРУЖИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle