Меч
(Sword)
Меч был самым важным боевым оружием на Ближнем Востоке древности и в греко-римском мире. Он мог иметь длину от 40 см до метра, мог быть заточенным с одной или с двух сторон, им протыкали или рубили неприятеля. В Библии меч упоминается более четырехсот раз, в основном в буквальном смысле, но слово меч может приобретать и переносное значение.
Так как чаще всего меч упоминается в рассказах о битвах, он стал символом войны. Обратить свой меч против кого-то значит вызвать его на войну. О поражении говорилось, что некто «сражен мечем» (см. Иер.19:7). В пророчествах Ветхого Завета предвещается будущее время, когда больше не будет войн и мечей. Осия провозглашает: «И лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос.2:18). Исаия описывает время, когда люди «перекуют мечи свои на орала» и «не будут более учиться воевать» (Ис.2:4).
Даже вне контекста войны меч символизирует кровопролитие и раздор. Нафан пророчески объявляет Давиду, что «не отступит меч от дома» его (2Цар.12:10); это значит, что несогласие и насилие будут свирепствовать среди представителей следующих поколений его семьи. Заговор Авессалома против отца – один из примеров того, о чем пророчествовал Нафан (2Цар.15–18).
Меч также символизирует Божий суд. Псалмопевец предупреждает: «Если кто не обращается, Он изощряет Свой меч» (Пс.7:13). В Писании даже Божий суд назван «мечом Господа». Когда в день отмщения Божий гнев вырвется наружу, по словам Исаии, «меч Господа наполнится кровию» (Ис.34:6). Иеремия говорит о неизбежности Божьего суда: «Меч Господа пожирает все от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти» (Иер.12:12). Уста Иисуса описываются как обоюдоострый меч (Откр.1:16), которым Он «поразит народы» в последние времена (Откр.19:15).
Образ меча может обозначать власть гражданской администрации, которая имеет полномочия наказывать и казнить преступников. В Послании к римлянам Павел говорит, что обладающий властью «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим.13:4). Этот отрывок утверждает, что правительству дарована власть от Бога, для наказания нарушителей общественных законов.
Так как меч способен наносить раны, он может символизировать все то, что причиняет боль и увечья людям. Автор псалма говорит о своих врагах, что у них «язык – острый меч» (Пс.56:5), а в Притчах есть замечание: «Иной пустослов уязвляет как мечем» (Притч.12:18). Прелюбодейка наносит раны тем, кого обольщает и уводит с собой: «Последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч.5:4). Лжесвидетель подобен мечу, потому что может причинить много вреда (Притч.25:18). У тех, кто эксплуатирует бедных для собственной выгоды, зубы подобны мечам (Притч.30:14).
В немногих отрывках Библии образ пронзения символизирует нечто благое – Слово Божье. Слово Божье подобно мечу, потому что оно проникает в жизнь человека. Исаия пророчествует, что уста Раба Господня будут «как острый меч» (Ис.49:2). Его послание окажет мощное воздействие на человечество. Описывая верующих, борющихся с силами ада, Павел называет Слово Божье мечом, частью их вооружения (Еф.6:17). Сам Иисус подал пример близкого знакомства с подобной ролью Божьего Писания, подобающим образом ответив на три дьявольских искушения (Мф.4:1–11; см. САТАНА). В Послании к евреям Слово Божье также сравнивается с мечом: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Слово Божье достигает самых глубин нашего существа и преображает нашу жизнь.
См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; ОРУЖИЕ; СТРЕЛА, БОЖЬЯ СТРЕЛА.