Стрела, Божья стрела
(Arrow, arrow of God)
В ближневосточной литературе древности почти у каждого вида оружия, применявшегося людьми, был божественный аналог. Видное место в этом арсенале от Месопотамии до Греции занимали стрелы. Не составляет исключения и Библия с многочисленными упоминаниями о Божьих стрелах.
В донаучном мировоззрении необъяснимые явления понимались в категориях невидимой реальности, существующей наряду с видимой. Праведный человек участвовал в духовной войне между высшими силами, в которой использовалось невидимое оружие и последствия которой отражались на видимом мире. В таких условиях проводить различие между метафорой как литературным приемом и выражением подлинной веры крайне сложно, если это вообще имеет смысл. Гораздо целесообразнее задаться вопросом, почему именно стрела служила таким ярким образом божественного вмешательства в дела материального мира.
В отличие от большинства оружия стрела поражает издалека (Быт.21:16). Для защиты от многих других видов оружия человек может принимать меры заранее, а стрела настигает внезапно (Пс.63:8) и так быстро, как будто останавливается время (Авв.3:11). Лучник может выпускать стрелы из засады (Иер.9:8). Стрела может поразить случайно (3Цар.22:34). Эти свойства – большой радиус, молниеносность и незаметность действия, а также, быть может, элемент случайности – делали лук и стрелы не только грозным оружием, но и важнейшим символом совершения божественного суда. Гомер неоднократно приписывал преждевременную ненасильственную смерть мужчин от неясных причин «тихим стрелам Аполлона», а смерть женщин – стрелам богини Артемиды.
Божьи стрелы. Божьи стрелы приносят смерть по-разному. Под влиянием, возможно, естественного сочетания грома и молнии образу поражения Божьей стрелой обычно предшествует упоминание о громовом гневе. Стрела часто явно или неявно сравнивается с молнией (2Цар.22:15; Пс.17:15; 143:6; Зах.9:14; Авв. 3:11), а лук Божий может символизировать истребление боевыми стрелами (Втор.32:42), потопом (Пс.76:18, обратите, однако, внимание на Быт.9:13, 14, 16, где «лук» в некоторых переводах превращается в «радугу», символизирующую конкретный образ Божьего обещания «отложить Свой лук»), голодом (Иез.5:16), войнами и эпидемиями (3Езд.16:16–19; ср. 1Пар.21:12, 27), бедствиями (Втор.32:23–24; Авв. 3:5 {«жгучий ветер»}), болезнями, вызванными «духовным» ядом (Иов.6:4; 16:13; Пс.37:3–4), и, возможно, другими природными катастрофами, такими как землетрясения (Авв.3:9). Почти любое Свое дело Бог может совершить с помощью стрел или другого оружия. Объекты Божьего наказания в Писании названы «целью» (Плч.3:12).
Стрелы зла. Дьявол со своими креатурами и человеческими пособниками тоже пользуется стрелами. Образ раскаленных стрел лукавого (Еф.6:16) черпает вдохновение в «палящих стрелах» из Пс.7:14 (еврейский текст здесь довольно труден для понимания; в переводе NIV они названы «стрелами Божьими»). В Пс.90:5 стрела символизирует ужасы, болезни и бедствия, представляющие собой, по мнению многих толкователей, напасти, посылаемые дьяволом.
Стрелы, исходящие из уст. Наряду со многими отрицательными образами, связанными со стрелой, есть и положительный, в котором пророк (или, возможно, его слова) сравнивается с изостренной (отполированной) стрелой (Ис.49:2; ср. Иер.51:11). Учитывая представление о дьяволе как о клеветнике, «стрелы нечестивых» ассоциируются обычно с ложью и коварством (Пс.56:5; 63:4; 119:2–4; Притч.25:18; 26:18; Иер.9:8; Сир. 19:12). По представлениям древних, слова устремляются к своей цели со скоростью стрел. Слово, как и стрела, не оставляет следа после полета (Прем.5:12). Необычайная скорость и отсутствие видимых следов их распространения лежат в основе известной метафоры Гомера о «крылатых словах».
Стрелы как пророчества. Магический образ стрелы способствовал развитию представления о ее пророческих способностях. В Иез.21:21 рассказывается, что Навуходоносор тряс стрелы, чтобы получить пророчество. (О существовании такого обычая свидетельствуют аккадская литература и ранние арабские источники, ср. также Ос.4:12.) Когда Иоас попросил совета у больного Елисея, пророк повелел царю бить стрелами по земле, а затем по ним предсказал будущее царя (4Цар.13:18). В другом рассказе, связанном со стрелами, понимание предупреждения Ионафана Давиду зависело от правильного истолкования расположения посланных стрел (1Цар.20:21).
См. также: ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; ЛУЧНИКИ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОРУЖИЕ; ОХОТА; ЩИТ.