Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Лучники

(Archery)

Лук и стрелы, свидетельства об использовании которых сохранились примерно с 1900 г. до Р. Х., фигурируют в Библии от Бытия (Быт.21:20; 27:3) до Откровения (Откр.6:2). В отдельных случаях применение их связывалось с охотой или с какими-то безобидными делами, однако, в первую очередь, они были эффективным оружием при ведении военных действий или инструментом приведения в исполнение смертной казни (Быт.48:22; 1Цар.31:3; 2Цар.11:24; 4Цар.9:24; 2Пар.35:23). Лучники играли ведущую роль в сражении. В их образе на первом плане стоит представление о нанесении сквозной раны и о смертельной точности их ударов. Лучники составляли часть войска в древнем Израиле, однако большинство упоминаний о них связаны с армиями иноземных стран. Лучники умертвили Урию Хеттеянина (2Цар.11:24); сирийский лучник убил Ахава (3Цар.22:34); египетские лучники убили Иосию (2Пар.35:23).

Иов жаловался, что переносимые им страдания уподобляют его мишени для Бога. Он чувствовал, что Божьи лучники загоняют его в угол, и ярко описывал, как его выслеживают и безжалостно на него набрасываются: «Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои, и не щадит; пролил на землю желчь мою» (Иов.16:13; ср. 7:20; 16:12). Этот жалобный мотив перекликается со словами Иеремии в его Плаче (Плч.2:4; 3:12–13). Аввакум (Авв.3:9) тоже использует образ лучника как символ Божьего гнева. Яростная атака искусных лучников на Вавилон также представлена одним из выражений Божьего суда над его грехами (Иер.50:9, 14, 29; ср. 51:3). Способность найти щель в доспехах и тем самым привести в исполнение Божий суд (напр., в случае с Ахавом в 3Цар.22) делала стрелу и лучника символами уязвимости любого человека, независимо от его положения и власти, и неотвратимости Божьего суда.Пронзающая разрушительная сила стрелы стала ярким образом разрушительной стихии вообще начиная с язвительного или коварного слова на уровне личного общения (Пс.63:4; Иер.9:8) и кончая бедствием (голодом) целой нации (Иез.5:16). В Новом Завете Павел использует образ раскаленной стрелы для напоминания верующим об опасностях со стороны дьявола и побуждения их искать защиты в щите веры (Еф.6:16).

В полном соответствии с военным значением этого образа, сломанные лук и стрела символизируют мир (Пс.45:10; Ос.2:18; Зах.9:10). В одном, правда, случае (Ос.1:5) сломанный лук стал менее радостным символом поражения Израиля. Лук иногда подводит, и Божий народ получает ободрение от того, что может полагаться не на свой лук, а на Бога (Пс.43:7–8; Ос.1:7). Образ отказывающего в решающий момент лука также является символом ненадежных людей, на которых Бог не может положиться (Пс.77:57; Ос.7:16).

Лук служит еще символом для выражения более положительных идей. В Пс.17, представляющем собой победную песнь в честь подвига воина на поле битвы, рисуется яркая картина боевого мастерства и физической силы, которые требуются от человека, чтобы совладать с луком (Пс.17:35), причем заслуга в овладении этим искусством приписывается Богу. В псалмах благословение человека многими сыновьями сравнивается с благоприятным положением лучника, колчан которого наполнен стрелами (Пс.126:3–5). В этом отрывке, возможно, выражается также мысль, что лучник олицетворяет собой не только мастерство и опасность, но также мужественность и мужские качества. Исаия говорит о слуге Божьем как о «стреле изостренной», хранящейся в колчане Бога (Ис.49:2). Такой слуга, который не может промахнуться, точно попадает даже в самую отдаленную цель, становясь при этом светом для язычников. Но этот слуга сохраняется до назначенного времени (Ис.49:1–7).

Один из популярных образов, используемых проповедниками, при ближайшем рассмотрении выглядит надуманным. Под словами «лишены славы Божией» (Рим.3:23) на основании английских переводов часто подразумевается промах, то есть непопадание в цель, в яблочко, или недолет стрелы. Но использованное Павлом в данном случае слово hystereo означает просто-напросто «отсутствие» или «неимение» {а не лишение или отнятие}.

См. также: ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОРУЖИЕ; ОХОТА; СТРЕЛА, БОЖЬЯ СТРЕЛА; ЩИТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle