Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Луна

(Moon)

В Библии число упоминаний о луне и звездах примерно одинаковое (около семидесяти раз), но ассоциативная связь разная. При упоминании только о луне (не в привычной триаде «солнце, луна и звезды») в основном имеется в виду определение времени по лунному циклу. Это неудивительно, учитывая, что еврейский календарь был лунным. В Ветхом Завете мы часто видим ссылки на «новомесячия» в привязке к ежемесячным праздникам. В еврейской обрядовой системе первые дни месяца выделялись для проведения религиозных праздников (см. повеление в Пс.80:4: «Трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего»).

В более общем плане луна тоже использовалась для придания систематизированного ритма земной жизни. Это «светило меньшее», которое Бог создал, наряду с солнцем, чтобы «управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы» (Быт.1:16–18; ср. Пс.135:9; Иер.31:35). По словам псалмопевца, Бог «сотворил луну для указания времен» (Пс.103:19).

Благодаря предсказуемой и неизменной регулярности луна стала образом долговечности и даже вечности: псалмопевец молится, чтобы царь жил, «доколе пребудут солнце и луна, в роды родов» (Пс.71:5; ср. Пс.71:7), а по поводу обещанной Богом Давиду вечной династии читаем:

«Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах» (Пс.88:38).

В языческих культурах, окружавших ветхозаветный Израиль, поклонение луне было распространенным явлением. Израильтянам оно запрещалось (Втор.4:19; 17:3; 4Цар.23:5), и Иов в своей клятве невинности заверял, что он не подвержен пороку поклонения луне и не смотрит, «как она величественно шествует» (Иов.31:26). Здесь луна служит символом мерзости язычества и искушения, которому должен противиться любой чистый сердцем пред Богом человек.

Луна – ясный пример созидательной работы и Промысла Бога. Глядя на ночное небо, псалмопевец взирает на луну как на дело перстов Божьих, которое Он «поставил» (Пс.8:4). Как и солнце, луна принадлежит Богу, Который ее «уготовал» (Пс.73:16). Учитывая ее сотворение Богом, поэт призывает луну прославлять Творца (Пс.148:3). Своим Провидением Бог «дал солнце для освещения днем, уставы луне... для освещения ночью» (Иер.31:35).

Один из основных архетипов находит выражение в Апокалиптических видениях, где луна выступает в роли космического действующего лица в земной драме конечного разрушения. В этих видениях луна обычно перестает давать свет (Ис.13:10; Иез.32:7; Иоил.2:10; 3:15; Мф.24:29; Мк.13:24), или ее цвет становится красным, как кровь (Иоил.2:31; Деян.2:20; Откр.6:12), или третья часть луны покрывается мраком (Откр.8:12) и на ней появляются неуточненные знамения (Лк.21:25). В пророчестве Исаии о суде изображается Божье наказание воинства небесного, во время которого «покраснеет луна, и устыдится солнце» (Ис.24:23). В качестве более положительных образов великолепная женщина, олицетворяющая Израиль, показана с луной под ногами (Откр.12:1), а небесный город «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр.21:23; ср. Ис.60:19–20). Кроме того, в грядущий день искупления «свет луны будет, как свет солнца» (Ис.30:26).

Наконец, есть разнообразные ссылки на луну, отражающие воздействие, которое она имела на воображение в древности. Луна ассоциировалась с дневным циклом, и в Нав.10:12–13 говорится, что она остановилась, когда Бог продлил день битвы для Иисуса Навина. Та же тема повторяется в видении Аввакума, где Бог предстает Небесным Воителем и Его явление сопровождается картиной луны, «остановившейся на месте своем» (Авв.3:11). Свет луны становится эталоном блеска в словах жениха о своей возлюбленной, «прекрасной, как луна, светлой, как солнце» (Песн.6:10). С другой стороны, угасание зрения престарелого человека выражается помимо прочего в том, что меркнет свет луны (Ек.12:2). Связь луны (обычно полной луны) с психическими отклонениями лежит, возможно, в основе заявления псалмопевца, что под Божьей защитой луна ночью не поразит паломника (Пс.120:6; ср. Мф.17:15, где о больном ребенке говорится как о «лунатике»).

См. также: ЗВЕЗДЫ; СОЛНЦЕ; СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ; ТОРЖЕСТВА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle