Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Торжества

(Festival)

Торжества в Библии – это периодические религиозные празднества, проводившиеся иногда в каком-то особом месте и потому требовавшие перемещения. Во время торжеств обычные повседневные дела прекращались и сменялись общественными, соответствующими конкретному религиозному празднику.

Торжества в Израиле играли ключевую роль для осознания национального единства. Были периодические праздничные дни, в том числе суббота и месячные новолуния, а также три главных ежегодных праздника – пасха с праздником опресноков (в воспоминание об исходе), пятидесятница, или праздник седмиц (в честь окончания жатвы ячменя) и праздник кущей (в конце сбора урожая). Ближе к новозаветным временам добавились еще два праздника: пурим (в память о победе Есфири и Мардохея, расстроивших заговор Амана с целью истребления евреев, Есф.9) и праздник обновления, или ханука (в воспоминание об очищении храма Иудой Маккавеем в 164 г. до P. X., о котором упоминается в Ин.10:22). Из этого перечня явствует, что торжества были двух типов: связанные с проявлением веры в истории спасения (такие как пасха) и с природными событиями годичного цикла (как, например, пятидесятница). В празднике кущей сочетались оба типа: он отмечался в честь окончания жатвы и в воспоминание о странствиях в пустыне.

В образах, связанных с библейскими торжествами, находят выражение семь тем: отход от повседневной рутины, изобилие (особенно пищи), ритуалы или обряды, жертвоприношения, общность, праздничная атмосфера и духовная направленность на Бога. Общее представление о том, какими были ветхозаветные торжества, дают Лев. 23 и Чис. 28–29, а последующие примеры служат достаточной иллюстрацией этих глав.

Иудейские торжества по замыслу Бога. То, что торжества должны быть отходом от повседневной рутины, подтверждается в условии, согласно которому праздничный день – это «священное собрание; никакого дела не делайте» (это условие неоднократно повторяется в Лев. 23 и в Чис. 28–29). Некоторые торжества требовали от израильтян переезда для участия в них. Паломничество в Иерусалим стало частью иудейской религиозной жизни и полностью меняло обычный ход домашней жизни. В праздник кущей люди семь дней жили в палатках из ветвей и листьев.

Основное впечатление, которое производят ветхозаветные торжества, – атмосфера пиршества с отходом от повседневной рутины и с многочисленными образами изобилия. В рационе питания еврейского общества мясо было относительно редким, но оно занимало видное место на некоторых торжествах, когда требование жертвоприношений животных обеспечивало обильное угощение мясом. Вино, образ которого связывался с богатством, изобилием или праздником, тоже присутствовало на торжествах. Образ пиршества играл столь заметную роль, что Ветхом Завете многие торжества называются пирами. Большое количество жертвоприношений на торжествах само по себе служит образом полноты.

Иудейские торжества сопровождались также совершением обрядов или ритуалов. На всех торжествах соблюдались определенные предписания. На пятидесятницу, например, пред Господом потрясались сноп с зерном и два хлеба (Лев.23:15–17). Праздник труб должен был сопровождаться звуком труб (Лев.23:24). На праздник кущей предписывалось: «священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу» (Лев.23:36). Какие бы рассказы о ветхозаветных торжествах мы ни читали, мы повсюду видим обряды. Нет сомнений, что в этом в значительной степени выражалась привлекательность торжеств, как и в случае с современными праздничными ритуалами.

Другая неизменная составляющая иудейских торжеств – жертвы или приношения. Большинство торжеств сопровождались либо жертвами животных, либо Приношениями от урожая. Каждая жертва и каждое приношение совершались в соответствии с конкретными предписаниями, например, «представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов» (Лев.23:18), или «три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное» (Чис.28:12). Смысл этих жертв заключался в отказе от чего-то для Бога, и блага получали не потому, что приносили дары, действительно необходимые Богу (как в случае с языческими богами).

Для ветхозаветных торжеств характерны также образы общности, в отличие от событий личной жизни. Все члены религиозного сообщества отмечали один и тот же праздник в одно и то же время. Есть достаточные основания предполагать, что торжества с жертвоприношениями напоминали совместные обеды, на которых часть пищи предназначалась для священников, а остальная распределялась между всеми. В некоторых постановлениях мы видим конкретные предписания не забывать ни о ком, как, например, в словах Моисея, обращенных к народу: «И веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Втор.16:14). Можно предположить, что паломники приходили в Иерусалим большими группами, в которых дети из разных семей перемешивались, что приводило к ситуациям, аналогичным той, когда родители Иисуса вполне обоснованно решили, что Он был «между родственниками и знакомыми» (Лк.2:44).

Ветхозаветные торжества отличались также праздничной атмосферой. При всей их торжественности израильтянам предписывалось «веселиться пред Господом», «совершать праздник» (Втор.16:11, 13) и «веселиться, вам и семействам вашим, о всем, что делалось руками вашими» (Втор.12:7). В Книге Есфирь о празднике пурим читаем, что «Иудеи сельские, живущие в селениях открытых», проводят этот день «в веселии и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есф.9:19). «Ночь священного праздника» Исаия изображает временем «веселия сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню» (Ис.30:29). В псалмах показана картина радостных восклицаний, исходящих из храма. Короче говоря, торжества сопровождались весельем и освобождением от обычных ограничений.

Наконец, при всем их общественном значении, ветхозаветные торжества были также религиозными праздниками, обращенными прежде всего к Богу. В постановлениях о праздниках слово «Господу» повторяется как рефрен. Встречи были «священными собраниями». Иными словами, праздники были временем поклонения, когда верующий встречался с Богом и получал от Него благословение. Не стоит, разумеется, вбивать клин между общественной и духовной сторонами праздников. Запах жареного мяса был «приятным благоуханием Господу» (Чис.28:8), но он обещал также последующее угощение. Животные и хлеб приносились в жертву Богу, но служили также провиантом для общей трапезы.

Искажения и предупреждения. В пророческих книгах показаны также различные искажения праздников. Одно из них заключается в небрежном отношении. Малахия, например, пишет о людях, приносящих в жертву слепых, хромых и больных животных вместо неиспорченных (Мал.1:8–14). По словам Исаии, грехи Израиля выражались в том, что он не взывал к Богу, не трудился для Него и не приносил жертв (Ис.43:22–24).

Самым распространенным извращением было, по всей видимости, чисто формальное соблюдение праздников, когда к ним относились как к утомительной обязанности, а не к возможности выразить сердечную благодарность. Малахия изображает людей, приносящих жертвы и при этом говорящих: «Вот сколько труда!» (Мал.1:13). В том же духе Амос описывает торговцев, с нетерпением ожидающих конца новолуния и субботы, чтобы можно было начать продавать хлеб (Ам.8:5).

В свете этих искажений Бог изображается пророками ненавидящим и отвергающим приношения и праздники людей (Ис.1:13–15; Ам.5:21–23). В других местах говорится, что Бог обещает положить конец показным жертвоприношениям и торжествам (Ос.2:11; Ам.8:10).

Образы торжеств в Новом Завете. В отношении религиозных праздников Новый Завет демонстрирует одновременно преемственность и новизну. С одной стороны, Иисус и Его ученики принимают участие в установленных иудейских праздниках. Но, наряду с соблюдением ветхозаветных праздников, есть элементы, придающие им характер завершенности и недействительности. На свадьбе в Кане Иисус превратил обрядовую воду в вино, продемонстрировав изменение ветхозаветных ритуалов (Ин.2:1–11). На празднике кущей Иисус объявил Себя исполнением ветхозаветного пророчества (Ин.7:37–39). Искупительные события страстной недели происходят на фоне пасхи, и это, опять же, свидетельствует об исполнении Христом того, что предзнаменовывалось системой жертвоприношений.

После Пятидесятницы апостольские авторы утратили интерес к ветхозаветным праздникам, поскольку они потеряли свое значение. Смерть и воскресение Христа дали то, чего не могли дать обряды. Необходимость в такой символике отпала, как это обстоятельно показывается в Послании к евреям. Участие в общественных торжествах стало делом личного выбора, и христианам не следует осуждать решения друг друга в этом вопросе, ибо ветхозаветные праздники были «тенью будущего», а тело принадлежит Христу (Кол.2:16–17). Разумеется, образы торжеств остаются источником метафор для изображения духовной реальности: христиане «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору» (Евр.12:22–23).

Другим новозаветным нововведением стало установление вечери Господней, которая изначально была совместной трапезой, но без размаха праздничного пира. Когда Павел призывает коринфян «праздновать» вечерю Господню (1Кор.5:8), терминология вызывает в памяти ветхозаветную пасху. Но сопутствующее заявление, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), указывает, что ветхозаветные жертвоприношения заменяются чем-то новым.

См. также: ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В ПРАЗДНЕСТВАХ; ВРЕМЕНА; ВРЕМЯ; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПАСХА; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; ПРИНОШЕНИЕ; ПЯТИДЕСЯТНИЦА; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle