Воздержание от участия в празднествах
(Refuser of festivities)
От участия в празднествах воздерживается человек (которого можно назвать бесчувственным), преследующий сугубо личные интересы и потому игнорирующий радостные общественные мероприятия. В литературе это обычно комический типаж, служащий объектом насмешек и в конце комедийного сюжета исключаемый из совершенного общества. В Библии этому персонажу придается более трагический оттенок, поскольку празднества, из которых он исключает себя, – это спасение и вечная жизнь, которые предлагает Бог. Хотя христианство часто воспринимается и его критиками, и верующими, как достаточно суровая вера, отказ от участия в празднествах всегда связывался в нем с предпочтением греховных приоритетов, и это подтверждает обоснованность заявления Джереми Тейлора, что Бог обещает ужасные вещи людям, отказывающимся стать счастливыми.
Воздержание от участия в празднествах – в основном новозаветный мотив, но его предпосылки есть и в Ветхом Завете. Неоспоримым примером служит Иона, который был изгнан в чрево кита, когда бывшие прежде язычниками моряки испытали страх Господень (Иона 1:16), и который в конце рассказа пришел в гнев из-за того, что Бог распространил Свое прощение на город Ниневию в результате массового обращения его жителей, тогда как Иона надеялся на излияние суда (Ион.4:1–2). Фараон неоднократно отказывался позволить израильтянам устроить религиозный праздник для Господа, а друзья Иова практически упустили возможность принять участие в празднестве по поводу восстановления прежнего положения Иова (Иов.42:7–9). Жена Давида Мелхола была наказана бесплодием за насмешки над пляской и торжеством Давида перед ковчегом завета (2Цар.6:14–23). Намеки на этот образ можно усмотреть и на национальном уровне в пророческих картинах Израиля, отказывающегося прислушаться к Богу или вернуться к Нему (Иер.13:10; 15:6; Ос.11:5).
Более ясно этот образ просматривается в Новом Завете, особенно в евангелиях. В евангелиях от участия в празднествах воздерживаются прежде всего фарисеи. В Мф.11:16–19 и Лк.7:29–35 фарисеи не пляшут вместе с радующимися и не плачут вместе со скорбящими и обвиняют Иисуса в пристрастии к еде, питью и в дурных связях. В Ин.9 они отказываются порадоваться с человеком, исцеленным от слепоты. В Лк.15:1–2 они возмущаются, что Иисус принимает грешников и ест с ними. В евангелиях фарисеи не только отказываются от предложения спасения, но и препятствуют другим принять участие в радости спасения. Богатый юноша отошел от Иисуса с печалью, узнав, что он должен отказаться от своего имущества, чтобы войти в Царство, «потому что у него было большое имение» (Мф.19:22). То же самое относится к царю Агриппе, отказавшемуся принять предложение Павла об обращении: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян.26:28).
Но отказ от участия в празднествах не следует сводить только к представителям религиозных лидеров. В изображенной в евангелиях драме выбора, стоящего перед человеческими душами, способность отказываться от совершения великих дел демонстрируют люди разного общественного положения. Лучше всего, пожалуй, эта мысль выражена в плаче Иисуса над Иерусалимом: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37; ср. со словами Иисуса в Ин.5:40: «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь»).
Людей, отказывающихся от участия в празднествах, мы видим и в притчах Иисуса. Самый известный пример – старший брат блудного сына, отказавшийся присоединиться к празднику по поводу возвращения младшего брата (Лк.15:25–32). В притче о брачном пире люди, поглощенные мирскими интересами, исключили себя из числа участников праздника, символизирующего спасение (Лк.14:16–24; ср. с аналогичной притчей в Мф.22:1–14).
Образ человека, воздерживающегося от участия в празднествах, показан в Библии не в качестве примера для подражания, а как предостережение. Автор Послания к евреям задается вопросом: «Как мы избежим, вознерадев [отказавшись] о толиком спасении» (Евр.2:3), – и дополняет его наставлением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (Евр.12:25).
В Писании встречаются и противоположные образы. Бывают случаи, когда празднества носят аморальный или нечестивый характер и воздержание от участия в них служит показателем духовной добродетели. Так, Астинь отказалась явиться на пышный пир с участием только мужчин, устроенный ее мужем (Есф.1:10–12), а Даниил с тремя своими друзьями отказался от богатого угощения царя Навуходоносора (Дан.1). Моисей с верой отказался от роскошной жизни при египетском дворе и «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение» (Евр.11:25).
См. также: ПИР; РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ЛИКОВАНИЕ; ТОРЖЕСТВА; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.