Радость, веселье, ликование
(Joy)
К. С. Льюис в книге «Настигнут радостью» назвал радость «неудовлетворенным желанием, самим по себе более желанным, чем удовлетворение любого другого желания». «Радость», по его словам, «надо четко отличать от счастья и удовольствия» (Lewis, 17–18). Льюис познал радость, потому что ее источником для него был Бог.
Слово «радость» и связанные с ним встречаются в Библии около четырехсот раз и составляют одну из ее главных тем. Радость может быть вполне земной, например, радость от победы (Пс.19:6) или от богатого урожая (Ис.9:3), но в подавляющем большинстве случаев она относится к духовной сфере. Суть этого понятия хорошо показана в известных стихах: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10), – и в просьбе к Богу «возвратить мне радость спасения Твоего» (Пс.50:14). Особое место тема радости занимает в псалмах (примерно 80 упоминаний) и в евангелиях (примерно 40 упоминаний).
Радость – следствие жизни с Богом. Радость не обретается ее поиском как цели самой по себе. Она дается Богом (Иов.8:21; Пс.4:8; 35:9). Ее получают верой как дар спасения (1Цар.2:1; Пс.5:12; 12:6; 19:6; 20:2, 7; 32:21; 34:9; 39:17; Ис.12:1; 25:9; Авв. 3:18; Лк.1:47; 2:10). В Ветхом Завете радость приходит с Божьим присутствием (1Пар.16:27; Иов.22:21–26; Пс.9:3; 15:5–11). В Новом Завете это присутствие отождествляется со Святым Духом (Деян.13:52; Рим.15:13; Гал.5:22; Еф.5:18–19; 1Фес. 1:6).
Радость наполняет человека (Пс.4:8; 15:11) и часто связывается с сердцем (Пс.4:8; 18:9). «Светлый взгляд радует сердце» (Притч.15:30). Сердце может прыгать (Пс.27:7 {«возрадовалось»}) или трепетать и расширяться (Ис.60:5) от радости. Язык наполняется радостным пением (Пс.125:2), и сердечная радость проявляется в пении (Ис.65:14). Такая бьющая ключом радость часто сопровождается криками и пением (около двух дюжин упоминаний в каждом случае), и псалмы звучат, как хор радостных восклицаний и песнопений.
К выражению радости человека присоединяется все остальное творение. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс.88:13); «ликуют все дерева дубравные» (Пс.95:12); горы призываются ликовать от радости (Пс.97:8), и когда Бог восстанавливает Израиль, небеса торжествуют и радуются (Ис.44:23; 49:13).
Радость бывает подобна удовольствию или гордости, которые человек испытывает от изящной вещи, великолепного вида, волнующего символа. Так, в глазах праведного израильтянина гора Сион выглядит «прекрасной возвышенностью, радостью всей земли» (Пс.47:3; ср. Пс.136:6; Плч.2:15).
На личном уровне кающийся грешник, испытав Божий суд, молит Бога: «Дай мне услышать радость и веселие, – и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Пс.50:10). Радость может быть выражением возвращения с непредсказуемых путей переживания чувства вины. Переход от плача к радости подобен обращению от сетования к ликованию, замене вретища на радостную одежду (Пс.29:12), и это превращение заметно всем окружающим. У праведника есть уверенность, что «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс.125:5). Бог с удовольствием выказывает Свое благоволение любящим праведность, выделяя их среди других помазанием Своим драгоценным «елеем радости» (Пс.44:8).
Но наряду с радостными песнопениями в псалмах, звучит и здравый голос мудрости, нашедший выражение в притче: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Притч.14:13). Опять же читаем, что мудрый или праведный сын радует сердце отца (Притч.15:20; 23:15; 27:11), а глупый сын не приносит отцу радости (Притч.17:21).
В трагический момент суда у народа Израиля «прекратилась радость сердца» (Плч.5:15). Она «засохла», как виноградная лоза, смоковница и гранатовое дерево (Иоил.1:12). Божий суд положил конец «голосу торжества и голосу веселия», и на улицах Иерусалима не слышно больше «голоса жениха и голоса невесты» (Иер.7:34; 16:9; 25:10). Но наступит день, когда они будут радоваться снова (Иер.33:11). Когда искупленный Израиль вернется на Сион, «радость вечная будет над головою их» и их будут переполнять «радость и веселие» (Ис.35:10; 51:11; ср. Ис.61:7).
Вполне естественно, что радостью сопровождалось и рождение Мессии. Даже еще не родившийся Иоанн Креститель взыграл от радости в чреве Елисаветы (Лк.1:44), и ангелы возвестили «великую радость» (Лк.2:10). Бывает недолговечная радость, когда слово Царства с удовольствием принимают не имеющие корня люди (Мф.13:20; Мк.4:16; Лк.8:13), но возвещение Царства сопровождается истинной радостью. Сам Иисус возрадовался, прославляя Отца, открывшего «сие... младенцам» (Лк.10:21). Это радость пастыря, нашедшего заблудшую овцу (Лк.15:6), или женщины, нашедшей потерянную драхму (Лк.15:9).
Эсхатологический аспект радости можно видеть в нарисованной Иисусом картине того, как ангелы радуются покаянию даже одного грешника (Лк.15:10). По возвращении семидесяти, одержавших победу над бесовскими силами, Иисус привлек внимание этих учеников к необходимости радоваться не столько повиновению им духов, сколько тому, что «имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Эта радость не будет полной до наступления великого дня (Лк.6:23; Иуд.1:24). А пока христиане «утешаются надеждою» (Рим.12:12).
Павел и другие новозаветные авторы видят в радости парадокс, ибо она проявляется в горестях. На земле христиане могут радоваться в падшем мире во времена самых сильных гонений и в самых тяжелых скорбях. Пример такой радости показали Павел и Сила в филиппийской темнице, когда они в полночь молились и воспевали Бога (Деян.16:25). У последователей Христа есть яркий путеводный образ Спасителя, претерпевшего крест «вместо предлежавшей Ему радости» (Евр.12:2).
Подводя итог, можно сказать, что радость в жизни приходит по Божьей благодати. Знание Божьего слова приносит радость (Пс.18:9; 118:16, 111, 162, 165; Иер.15:16), поклонение Богу подкрепляет ее (Пс.41:5; 42:4; 70:23; 99:2; Лк.24:52; Иак.5:13), праведность раскрывает ее (Пс.31:11; 63:11; 67:4; 68:33; 96:11; 118:1; Притч.10:28; 13:9; 29:6), а совершение дел усиливает ее (Втор.12:18; Езд.6:22; Ек.2:24–25).
В Библии показано, что «великая сила радости» проявляется в том, что она превосходит неблагоприятные обстоятельства по силе, стойкости и постоянству (Ин.16:20–32; Деян.16:25, 34; Рим.14:17; 2Кор.6:10; 7:4; 8:2; 12:10; Флп. 4:4). Библия призывает христиан радоваться, когда они подвергаются гонениям за веру (Лк.6:22–23), ибо тем самым они соучаствуют в страданиях Спасителя (1Пет.4:13). Возможность для выражения радости предоставляет любое испытание, поскольку оно способствует Освящению христианина (Иак.1:2; 1Пет.1:8). Библия не только призывает верующих радоваться в страданиях, но и говорит, что в конце испытания Бог даст радость как предвкушение конечного искупления (Пс.29:6, 12–13; 50:10; 52:7; 84:7; 125:5–6; Ис.35:1–2,10). Радость укрепляет верующего в печалях (Неем.8:10–12; Пс.27:7).
В конце книги «Настигнут радостью» К. С. Льюис привлек внимание к сути радости как к следствию земной жизни со Христом и предзнаменованию вечной жизни со Спасителем: «Она имеет ценность только как указатель пути к чему-то иному и внешнему... Если мы заблудились в лесу, большое значение имеет внезапно возникший перед глазами указательный столб. Первый заметивший его кричит: “Смотрите!” – и все собираются вокруг и смотрят. Но найдя дорогу и проходя мимо указательных столбов каждые несколько миль, мы уже не останавливаемся и не смотрим на них. Они придают нам уверенность, и мы испытываем чувство благодарности поставившему их. Но мы не останавливаемся и не смотрим на них, или не очень вглядываемся; во всяком случае, на этом пути, хотя столбы из серебра, а надписи на них из золота. “Мы придем в Иерусалим”».
См. также: МУЗЫКА; ПОКЛОНЕНИЕ; СКОРБЬ, ГОРЕ; СЧАСТЬЕ; УДОВОЛЬСТВИЕ, НАСЛАЖДЕНИЕ.
Библиография:
С. S. Lewis, Surprised by Joy (New York: Harcourt, Brace & World, 1955);
W.G. Morrice, Joy in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1985).