Равнина
(Plain)
В Писании показаны яркие образы равнин, в большинстве случаев вполне определенных и связанных с большими пространствами земли. Но упоминаются и небольшие равнины в окрестностях Иерусалима (Неем.3:22 {«окрестности»}; Иер.21:13).
Люди обычно селятся на равнинах: «Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.11:2). Но чаще равнины оказываются местами, где люди собираются вместе, путешествуют и сражаются в битвах. Ровные участки по обоим берегам Иордана, называвшиеся равнинами, были сценами многих важных библейских событий. К востоку располагались «равнины Моава» (Чис.22:1; 26:3), а к западу – «равнины Иерихонские» (Нав.4:13).
Трудно представить себе более выразительный образ, чем выбор Лотом равнины, которая «орошалась водою» (Быт.13). Пастухи Лота и его дяди Авраама спорили из-за воды и пастбищ (см. ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ), и Авраам предложил разделиться. Авраам как старший предоставил право выбора племяннику, и тот возвел очи и увидел «всю окрестность Иорданскую». Пред взором Лота предстала необычайно привлекательная с любой материальной точки зрения равнина (Быт.13:10), ставшая впоследствии заброшенным местом, символом суда. Причиной опустошения было, возможно, землетрясение с сопутствующим выбросом и взрывом газообразных отложений. С библейской точки зрения, это был Божий суд, отразившийся эхом по всей Библии (Втор.29:23; Ис.1:9; Иер.49:18; Плч.4:6; Ам.4:11; Лк.17:29; 2Пет.2:6).
В 3Цар.20 ограниченной территории языческих богов противопоставляется управление Яхве всем творением. После разгрома израильтянами слуги Венадада сказали ему: «Бог их [израильтян] есть Бог гор, поэтому они одолели нас. Если мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их» (3Цар.20:23). Дабы продемонстрировать Свою власть над всей землей, Яхве нанес второй удар, на этот раз на равнине, как хотел Венадад, с тем же результатом.
В книгах двух пророков, Исаии и Захарии, образ топографических изменений символизирует вмешательство Бога в человеческие дела. В Ис.40:4 (ср. Лк.3:4) пророк провозглашает, что перед пришествием Господа «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими». А у Захарии ангел Божий говорит, что «гора» противления восстановлению храма Зоровавелем будет снесена: «Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? ты равнина» (Зах.4:7).
См. также: ГОРА; ДОЛИНА; ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ; СОДОМ И ГОМОРРА; ШИРОТА, ШИРИНА, РАСШИРЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ.