Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пастбище, пажить

(Pasture)

Пастбище – прежде всего пасторальный и сельский образ, вызывающий чувства, связанные с красотой, природой и сельским хозяйством. В западном воображении пастбища ассоциируются с миром зелени, как в неповторимом образе зеленых пажитей и тихих вод в Пс.22:2. На подверженной засухе земле библейского мира вид высохших пастбищ служил образом страха, а не изобилия и безопасности (Иер.23:10).

К землям Израиля, пригодным для пастбищ, относились районы с богатой и пышной растительностью, такие как прибрежная равнина (1Пар.5:16 {«окрестности Сарона»}) и Галилея (Нав.21:32), а также достаточно засушливые пустынные районы, такие как иудейская пустыня (Ам.7:14) и Негев (Быт.27:27–31). На пастбищах Израиля паслись овцы и козы (Быт.29:7), ослы (Иер.14:6), крупный рогатый скот (3Цар.4:23) и верблюды (Иез.25:5). Они служили также средой обитания диких животных, таких как олени (Плч.1:6), шакалы (Иер.9:10–11), львы и медведи (1Цар.17:34). С современной городской точки зрения пастбище может казаться не имеющим особого значения местом, но в Древнем мире достаточные наделы земли и качественные пастбища были необходимым условием для процветания поселений (ср. Быт.47:3–6; Нав.21:1–42).

Значение пастбищ для сельской экономики невозможно переоценить. В Нав.21, где речь идет о распределении Ханаанской земли, содержится более пятидесяти упоминаний о пастбищах, а в аналогичном месте в 1Пар.5 – более сорока упоминаний. Пастбища были не только основным источником пропитания скота, от них также требовалось соответствующее качество почвы и наличие воды. В Ветхом Завете богатые пажити служат настолько положительным образом, что встречаются в идеализированных видениях грядущего восстановления или золотого века Божьего благоволения (Ис.30:23; 65:10; Иер.50:19; Иез.34:14; Мих.2:12; Соф.2:6–7; 3:13).

В образе пажити выражается, в первую очередь, пастырская забота и поддержка. Божий народ часто называют овцами Божьей пажити (Пс.73:1; 78:13; 94:7; 99:3; Иер.23:1; Иез.34:31). Псалмопевцы изображают жизнь с Богом как жизнь на безопасных и плодородных пажитях. Пажити – это места подкрепления сил, безопасности и удовлетворенности (Пс.22:1; 36:3 {«храни истину» = будешь насыщен}). Пророки используют образ пажити для выражения надежды на восстановление. Божий народ обретет довольство и безопасность, как овцы на богатых пастбищах (Ис.14:30; 49:9; Иер.23:3; 33:13; Иез.34:13–18). Пастырями, заботящимися об овцах на своих пажитях, изображаются даже нечестивые правители (Иер.25:34–38; 49:20; 50:45). В Новом Завете Иисус использует образ пажити как образ обеспечения всех нужд спасенных (Ин.10:9). Иеремия несколько видоизменяет образ и изображает Самого Бога пажитью Своего народа (Иер.50:7 {«жилищем = пастбищем}). Именно Он, а не идолы или пути народа – источник заботы и обеспечения.

Хотя, в основном, пажить – идеализированный пасторальный образ обеспечения и природной красоты, иногда он приобретает негативный смысл. Когда Бог вторгается в город для суда, пажить становится местом запустения и развалин, где могут пастись только стада (Ис.5:17; 32:14; Иез.25:5). Кроме того, высохшие пастбища сами по себе служат указанием на Божий суд (Иер.23:10; Ам.1:2).

См. также: ДОЛИНА; ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ЗЕМЛЯ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПРИРОДА; СКОТ; СТАДО; ТРАВА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle