Скот
(Cattle)
Скот занимал центральное место в экономической жизни народов в библейские времена. Он использовался для разных целей, в том числе для пахоты (Втор.22:10; 1Цар.11:5), молотьбы (Втор.25:4), как тягловая сила (1Цар.6:7), как источник молока (Втор.32:14; Ис.7:22) и мяса (1Цар.28:24), а также для жертвоприношений (Лев.1:2). Скот символизировал благосостояние, и забота о нем предписывалась законом Моисея (Исх.20:10; Лев. 19:19; Втор.22:10; 25:4). В конечном счете, «скот на тысяче гор» принадлежит Богу (Пс.49:10).
Обладание большими стадами было признаком богатства (Быт.13:2; Иов.1:3; Ек.2:7). В образе семи тучных и семи худых коров во сне фараона (Быт.41:1–4) выражалось предзнаменование благоденствия и бедствий всего Египта. С наличием домашнего скота часто связывалось Божье благословение в ответ на повиновение (Втор.7:14; 28:4; 30:9; Зах.2:4). Добыча скота у врага считалась одним из естественных результатов победоносной войны (Втор.2:35; 3:7; 20:14; Нав.8:2; 1Цар.23:5). И, напротив, в уменьшении поголовья скота или в его уничтожении выражалось недовольство Бога (Лев.26:22; Втор.28:51; Иер.5:17). В одной из своих речей Иов подверг критике традиционное представление, что успех в разведении скота основывается на праведности. Он сказал о нечестивцах: «Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает» (Иов.21:10).
С образом скота как Божьего благословения тесно связано представление о Божьей защите скота. Исаия пророчествовал о Божьей заботе о скоте в будущем мессианском царстве (Ис.65:10). В конце Книги Ионы Господь выговаривает пророку за недостаточное сочувствие ниневитянам, противопоставляя его поведение Своей заботе о скоте (Иона 4:11).
В рассказах библейских авторов образ того или иного домашнего животного часто используется в метафорическом или символическом смысле. В песне Моисея крепость колен Ефрема и Манассии сравнивается с силой первородного тельца (Втор.33:17). В Пс.67:31 псалмопевец сравнивает силу Египта со «стадом волов среди тельцов народов». Вполне возможно, что в образах теленка и коровы в Ис.11:6–7 выражается мысль о слабых и безобидных народах на земле, которые будут мирно сосуществовать в мессианском царстве с более агрессивными народами.
Васанские тельцы славились своим отменным качеством. Поэтому псалмопевец сравнивает своих противников с тучными васанскими тельцами (Пс.21:13). Иезекииль, призывая питающихся падалью животных насытиться телами полчища Гога, говорит, что этот пир будет подобен поеданию животных, откормленных на Васане (Иез.39:18). Амос вполне уместно называет самарийских дам «телицами Васанскими», обличая их леность, злоупотребление своим положением и невоздержанность (Ам.4:1).
Буйный характер тельцов делал их вполне подходящим символом освобождения Божьего народа от угнетения в день Господень: «Вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4:2; см. также Пс.28:6). Тельцы также приносились в жертву (Лев.22:27; Чис. 23:1). В Иер.34:18 показан пример использования тельца в официальной церемонии заключения завета, в ходе которой люди проходили между рассеченными частями заколотого тельца и произносили клятву. В известных случаях использования тельцов как идолов в пустыне (Исх.32) и в Северном Царстве Израиля Иеровоамом (3Цар.12:28–33) отражается, возможно, образ египетского бога Аписа в облике быка или хананейское представление о богах, передвигающихся на быках или тельцах.
Ценность представляла каждая голова скота, поэтому теленка закалывали только в исключительных случаях. Питание мясом тучных тельцов Амос изображает как проявление излишества (Ам.6:4). В притче о блудном сыне решение отца заколоть откормленного теленка показывает, что он отнесся к возвращению сына как к большому празднику (Лк.15:23).
См. также: БЫК; ЖИВОТНЫЕ; МОЛОКО; ТЕЛЕНОК, ТЕЛЕЦ.