Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бык, вол

(Ох)

В древних средиземноморских культурах людское воображение поражала сила быка. Во всех формах культурного творчества региона образ быка связывался с гордостью и грозной силой. От настенных изображений в пещерах эпохи палеолита и орнаментов времен неолита (в виде рогов зубра, или вымершего дикого быка, помещенных над предполагаемыми усыпальницами), до храмов быку в Анатолии и мифологии и искусства Леванта и Месопотамии, а также Греции с мифом об Ио и Крита с Минотавром культурные памятники отдавали должное этому впечатляющему животному.

В библейских образах быка выражается двоякое значение: бык – это символ плодородия, а также символ невежественной грубой силы. В Писании бык служит обозначением верха сотворенной силы и ловкости в современном мире, но, подобно людям, эта сила должна подчиняться верховенству Бога, и с ее стороны было бы безрассудством пытаться бросить Ему вызов.

Сила и плодородие. Дикий бык был самым большим и самым сильным животным, на которого охотились древние. Он стал для них символом грубой силы и величавости (Втор.33:17). В нескольких ближневосточных мифологических сказаниях Боги изображаются обладателями скота. Гомер пишет о стадах солнца. Иштар посылает небесного быка, чтобы отомстить Энкиду. Бык везет колесницу хеттейского бога бури. Такие образы, по-видимому, способствовали возникновению некоторых символов, например, грома как стука копыт и жаркого ветра как храпящего дыхания. Бычьи рога, сотрясаемые в гневе или с вызовом, вполне логично стали символизировать силу. В Библии победитель сравнивается с торжествующим быком, поднимающим свои рога (1Цар.2:1, 10; Пс.91:11). У побежденных рога ломают (Пс.74:11).

Жизненная энергия быка, его необычайная репродуктивная способность и то, что человеку весьма трудно обуздать такое большое животное, когда его влекут природные инстинкты, способствовали возведению быка до уровня символа плодородия. Он был символом хананейского бога Ваала, культ которого связывался с плодородием земли, выражающимся в больших урожаях и стадах. Эта сторона идолопоклонства имеет важное значение для понимания двойственности образа быка в Писании. Повседневный опыт в Древнем мире приводил к возвышению быка как квинтэссенции образа силы, но, вместе с тем, он оставался сотворенной силой, сопротивление которой Творцу было бессмысленным и безрассудным.

Бык как образ руководства. Еврейское слово abbir («жеребец», «бык», «сильный» или «властный») в Пс.21:13 {«тучные»} и Пс.49:13 ясно относится к быку или волу, но в других местах, где подразумевается человек, смысл не столь очевиден («Укроти ... стадо волов среди тельцов народов» Пс.67:31; «сильный» NIV, «бык» RSV, {«исполин»} Ис.10:13). Когда abbir используется применительно к Богу Иаковлеву («от рук мощного Бога Иаковлева» Быт.49:24), в современных переводах слово «бык» не употребляется, чтобы избежать ассоциаций с образом Ваала как быка.

Как в случае с назореем Самсоном, библейский образ быка последовательно связывается со славой и величием земной силы, подчиненной воле Бога, но когда сила становится самонадеянной, она быстро и безжалостно ослабляется. Таким образом, бык становится метафорой человеческого руководства (Ис.34:7; ср. «олени» в Плч.1:6). Он входит в одну группу со львом, орлом и человеком в апокалиптических описаниях четырех живых существ, поклоняющихся Богу (Иез.1:10; Откр.4:7), и его физическая сила дополняет способности, выраженные в трех других образах. Царь Навуходоносор, бросивший вызов Богу, в своем безумии «ел траву, как вол» (Дан.4:30): могущественный когда-то человек, смиренный судом Бога, подражает поведению вола. В поэзии и пророчествах сравнение с волом тоже указывает на упадок человеческой славы (Пс.105:20; Притч.7:22; Ис.1:3). Но в гиперболическом сравнении послушный вол противопоставляется непокорному Израилю (Ис.11:7; 65:25). Он служит примером удовлетворенности и сотрудничества с Творцом.

Прирученный бык: работа, сила, богатство. Другая сторона библейского образа быка высвечивает его ценность как одомашненного животного. В противоположность буйному дикому быку, прирученный вол способствовал развитию цивилизации (Иов.39:9–12). Помимо продуктов питания, получаемых от коров – молока, сыра, масла, – бык представлял ценность для развития экстенсивного земледелия, которое в ином случае было бы невозможным (Притч.14:4). Сгорбленная холка вола, легко приспосабливаемая под простое ярмо, делала удобным его использование для перевозки тяжелых грузов, не стесняя дыхания животного (в отличие от лошади, которую нельзя было использовать как тягловую силу до изобретения лошадиного хомута). Благодаря своей силе вол был наиболее приспособленным животным для пахотных работ. Он служил также для перевозки телег и для обмолота зерна, либо топча его, либо возя по нему молотильные сани. Будучи по своей сути травоядным, а не плотоядным (Ис.11:7; 65:25), вол питался на пастбищах, не используемых обычно под посевы (Ис.7:25). Волы часто становились военной добычей (Суд.6:4) и отбирались у бедных – возможно, несправедливо, так как возделывание земли было для них единственным средством к существованию (Иов.24:3). На социально-экономическое значение волов указывают тридцать семь упоминаний о них в Пятикнижии; жертвоприношения животных тоже обусловливались их огромной ценностью. Их значение Иисус подчеркнул, выразительно сравнив заботу фарисеев о своих волах в субботу со Своим исцелением в субботу скорченной женщины и человека, страдавшего водяной болезнью (Лк.13:14–15; 14:5).

Видное место волы занимают в образах, наставляющих уважительно и заботливо относиться к материальному миру, полученному человеком во владычество (Быт.1:28; Пс.8:8). На верную службу и отзывчивое сотрудничество вола (Ис.1:3; Иов.6:5; Ос.10:11) нельзя отвечать дурным обращением (Втор.25:4). Заботу о животных, учитывая их состояние, следует рассматривать как священный долг (Притч.12:10). Павел использует эту мысль в качестве метафоры, когда указывает, что о служителях Евангелия необходимо заботиться в каждом городе (1Кор.9:9; 1Тим.5:18). В общем и целом состояние и количество скота у человека служат показателем его богатства и благосостояния (Иов.1:3; 42:12; Пс.143:14; Притч.15:17). Коровы во сне фараона символизируют годы изобилия или нужды (Быт.41). В обвинении Самсона, обращенном к жителям города: «Если бы вы не орали на моей телице», – подразумевается заботливое отношение, которому в общине придавалось большое значение, и нарушение установленного порядка без него.

Заключение. Независимо от того, какое значение имеет образ быка в каждом конкретном контексте – власти и плодородия или силы и полезности, – этот образ привлекает внимание к сущности сотворенного порядка – к выдающимся, но ограниченным возможностям, созданным для уважительного к ним отношения, но подчиненным Творцу.

См. также: ЖИВОТНЫЕ; КОНИ, ЛОШАДИ.

Библиография:

E.Firmage, «Zoology», ABD 6:1109–67; esp. 1129–30, 1136–37.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle