Кони, лошади
(Horse)
В Библии кони чаще всего появляются в связи с военными действиями. Их запрягали в боевые колесницы. Позднее, когда седла и упряжь стали более совершенными, в некоторых ближневосточных войсках появились подразделения конницы (Yadin, 4–5). Благодаря своему крайне важному значению для исхода битвы конь стал символом военной силы и национальной безопасности (Пс.19:8; Ис.30:16). Цари разводили лошадей для своих колесниц. Финикийский царь Азитавадда приписывал даже размеры своей конюшни милости Ваала и богов (Pritchard, 499–500).
В отличие от типичных древних ближневосточных представлений, Бог Израиля был невысокого мнения о лошадях и колесницах. Израильским царям предписывалось не умножать коней (Втор.17:16), а израильским войскам не следовало бояться коней и колесниц (Втор.20:1). Учитывая ее большую силу и высокую скорость (Иер.12:5), атака конницы представляла собой впечатляющее зрелище (Авв.1:8) и могла вызывать среди противника панику (Иер.8:16). Но как и люди, кони – лишь «плоть» (Ис.31:3) и не могут равняться с Господом, Чья сверхъестественная сила служит истинным залогом победы в битве (Пс.19:8; 32:17–20; 75:5–7; 146:10–11; Притч.21:31; Ис.31:3; Ос.14:3).
Свое превосходство над конями и колесницами Господь демонстрировал на всем протяжении истории Израиля. У Красного моря Он уничтожил коней и колесницы фараона (Исх.14:9, 23; 15:1, 19–21; Втор.11:4; Ис.43:17). При водах Меромских Он разгромил коалицию хананеев с множеством коней и колесниц и затем повелел Иисусу Навину сжечь колесницы, а коням перерезать жилы (Нав.11:4–11; ср. 2Цар.8:4). У Фанааха Бог остановил атаку железных колесниц Сисары, заставив разлиться поток Киссон (Суд.4:15; 5:4–5, 19–22).
Ветхозаветные пророки видели картины будущих битв, в которых Господь истребит коней Своих врагов (Иер.50:37; 51:21; Мих.5:10; Агг. 2:22; Зах.10:5; 12:4; 14:15). Когда их тела будут поедать хищники, слава и превосходство Господа явятся всем (Иез.39:17–21; ср. Откр.19:18). Когда Господь установит Свое царство мира, боевые кони исчезнут с улиц Иерусалима (Зах.9:10).
В Ветхом Завете Господь в роли Небесного Воителя иногда изображается с конями и колесницами (Авв.3:8, 15). У Него огненные кони и колесницы, защищающие Его народ (4Цар.6:17), и Он может обращать Своих врагов в паническое бегство при звуке приближения воображаемых коней и колесниц (4Цар.7:6). В случае с Илией пророческое слово как бы вознеслось на конях и колесницах в результате его действенности (4Цар.2:11–12).
Кони иногда появляются в видениях. В первом из восьми своих ночных видений Захария увидел человека на рыжем коне, а позади него коней рыжих, пегих и белых (Зах.1:8). Есть попытки найти здесь символику в цветах, но более вероятно, что цвета упомянуты только для того, чтобы придать картине яркость и реализм. Кони четырех разных мастей явились и в восьмом ночном видении Захарии (Зах.6:1–8). В данном случае разные цвета соответствовали четырем направлениям стрелки компаса и выражали различие между четырьмя отдельными частями небесного воинства. В видении эсхатологического суда апостол Иоанн увидел четырех всадников на конях разных мастей (Откр.6:1–8). Белый конь символизировал начало победоносной войны; рыжий конь – кровопролитие; вороной конь – голод; бледный конь – смерть. В одном из следующих видений Господь Иисус Христос и Его воинства небесные появились с неба на белых конях, чтобы уничтожить Божьих врагов (Откр.19:11, 14, 19, 21).
Кони хорошо известны некоторыми своими отличительными чертами, такими как агрессивность и упрямство. В ветхозаветной литературе мудрости и в пророчествах изображение этих их качеств иногда используется в поэтических целях. Например, народ Иудеи грешил с настойчивостью коня, бросающегося в сражение (Иер.8:6). Иудеи следовали за лжебогами, как жеребцы за кобылой в течке (Иер.5:8), и пристрастились к союзам с иноплеменниками, как кобылы, ищущие сильного племенного жеребца (Иез.23:20). Грешники и глупцы часто выглядят упрямыми, как кони, на которых надо надевать узду, чтобы они покорились (Пс.31:9; Притч.26:3).
См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ЖИВОТНЫЕ; КОЛЕСНИЦА.
Библиография:
М.A.Littauer and J.H.Crouwel, Wheeled Vehicles and Ridden Animals in the Ancient Near East (Leiden: E. J. Brill, 1979);
J. Pritchard, Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament (3rd ed.; Princeton: Princeton University Press, 1969);
Y.Yadin, The Art of Warfare in Biblical Lands (London: Weidenfeld and Nicolson, 1963).