Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Комедия, сюжетная схема

(Comedy as plot motif)

В литературоведении словом «комедия» обозначаются два разных понятия. Во-первых, это просто юмористические или смешные истории (см. ЮМОР). Но комедией называется также и определенный тип сюжетной линии, которому, собственно, и посвящена данная статья. Комедия по сути своей – одна из четырех категорий мономифа (см. СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ). Полноценный комедийный сюжет строится на фабуле с падением до точки потенциальной трагедии, а затем, по мере преодоления препятствий, подъемом со счастливым финалом. В некоторых комедийных сюжетах показывается только движение вверх, от состояния рабства к свободе.

В комедийном сюжете действие развивается от постановки проблемы к ее разрешению, от отнюдь не идеального состояния к обретению благополучия и исполнению желаний. Комедия – это история со счастливым окончанием. По ходу развития сюжетной линии встречаются препятствия, которые необходимо преодолевать на пути к счастливому исходу событий. Этими препятствиями могут быть либо враждебно настроенные действующие лица, мешающие исполнению желаний героя или героев, либо внешние обстоятельства, либо внутренние черты характера самого героя. В целом действие развивается в направлении создания своего рода идеального сообщества, и важной особенностью комедийных сюжетов является постепенное включение в него героя или героини (в отличие от трагедийных сюжетов, в которых главный герой все больше отчуждается). Типичные финалы комедийного сюжета – свадьба, праздник, примирение или победа над врагами. Что же касается отрицательных действующих лиц, они либо исправляются и становятся членами идеального сообщества, либо изгоняются со сцены во время праздника.

Развитие событий сопровождается множеством характерных эпизодов с участием в них типичных персонажей, например, переодеваниями, ошибками, интригами, превращениями отрицательного действующего лица в положительное, неожиданными поворотами, непредвиденными вмешательствами, изменениями (иногда внезапными) в лучшую сторону, избавлениями от опасности, выражениями авторской позиции, потерями и находками, несбывшимися ожиданиями (напр., когда младший брат получает преимущество перед старшим или человек скромного происхождения перед аристократом) и неожиданными освобождениями. В то время как в трагедии подчеркивается на неотвратимость судьбы, в комедийном сюжете выражается мысль о непредсказуемости.

В Библии есть рассказы, являющие собой типичный пример комедийной сюжетной схемы. Рассказ о Руфи, например, начинается с трагической утраты, а затем в нем показывается постепенное преодоление препятствий, приведшее к счастливому завершению. То же самое относится к рассказу об Есфири – под угрозой находился целый народ, но затем, благодаря предпринятым действиям, судьба как всего народа, так и главных героев, Есфири и Мардохея, внезапно изменилась. Примерами могут также служить рассказы об Аврааме и Сарре, которые страстно желали ребенка, об Иосифе, который в конце концов увидел исполнение пророчества, и о блудном сыне в притче Иисуса. То же самое можно сказать о рассказах об Иове и об Иисусе в евангелиях: эти повествования закончились благополучно, несмотря на все сопутствующие трагедийные ситуации и страдания, которые пережили главные герои.

В сущности, комедийный сюжет – основной повествовательный жанр Библии. В ней относительно немного полностью трагедийных рассказов. Элементы трагедии присутствуют в изображении греха и непослушания, но, вместе с тем, Библия почти полностью представляет собой антологию литературы, где показывается предотвращение трагедий благодаря покаянию и Божьему прощению. Комедийный сюжет пронизывает всю внутреннюю структуру библейского повествования. Ему следуют ветхозаветные пророческие книги, которые начинаются с провозглашения страшного суда, но почти неизменно заканчиваются картинами восстановления и празднества. Это история освобождения человека от власти зла и от наказания с целью его спасения.

Библейский сюжет в целом представляет собой комедийный сюжет с падением и подъемом. Рассказ начинается с изображения совершенного мира, в котором живут совершенные люди. Затем изображается глубина страданий падшего человечества, и в конце показывается новый мир полного счастья и победы над злом. Книга Откровение демонстрирует счастливый финал, когда победоносный герой сокрушает зло, женится на невесте и живет счастливо во дворце, блистающем драгоценными камнями. В рамках этого основного сюжета в Библии есть множество конкретных рассказов о падениях и подъемах – о таких героях, как Гедеон, Девора и Давид, громивших своих врагов, о действующих лицах притчей Иисуса, которые находили драгоценную жемчужину или теряли овцу, о народе Израиля, двигавшемся через пустыню к обетованной земле, о новозаветной церкви, подвергавшейся гонениям и, несмотря на это, завоевывавшей мир.

См. также: БИБЛИЯ; СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ; ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle