Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Кольцо, перстень

(Ring)

Кольца упоминаются в Библии как предметы украшения и ювелирные изделия. Любопытно отметить, что все упоминания о кольцах как об украшениях приходятся на Книгу Исход, где они показаны радующими взгляд читателя декоративными деталями в насыщенных эстетической красотой описаниях, связанных со скинией. Кольца украшают ковчег завета – «И вылей для него четыре кольца золотых» (Исх.25:12); стол для хлебов предложения – «И сделай для него четыре кольца золотых, и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его» (Исх.25:26); брусья и шесты – «Брусья же обложи золотом, и кольца, для вкладывания шестов, сделай из золота» (Исх.26:29); медный жертвенник – «и сделай... четыре кольца медных» (Исх.27:4); жертвенник для курений – «сделай два кольца из золота» (Исх.30:4); ковчег из дерева ситтим – «И вылил для него четыре кольца золотых, на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, и два кольца на другой стороне его» (Исх.37:3); священнические одежды – «И прикрепили наперсник кольцами его к кольцам ефода посредством шнура из голубой шерсти» (Исх.39:21). Все эти богатые украшения символизируют великолепие бесценной природы Бога, Которому посвящаются службы в скинии для превознесения Его славы с помощью огромного числа блестящих золотых и медных колец.

В качестве ювелирных изделий кольца упоминаются прежде всего как приношения или символы власти. После страстной речи Моисея о скинии «все, которых влекло к тому сердце... приносили приношения Господу для устроения скинии собрания... кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи» (Исх.35:21–22). После победы в битве, в которой не погиб ни один израильтянин, ликующие люди «принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей, цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом» (Чис.31:50; см. БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ).

Наибольшую образную силу библейские авторы демонстрируют при изображении колец как атрибутов власти, будь то реальной или символической. Начав жизнь избалованным ребенком, пережив переходный период в египетской темнице и затем вознесясь к власти, Иосиф получил удостоверение своего нового положения в виде драгоценного предмета: «И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа... велел... провозглашать пред ним: преклоняйтесь!» (Быт.41:42–43). Но перстень был не просто драгоценностью; на нем была выгравирована печать для официального утверждения документов. Поэтому владение таким кольцом было равнозначно обладанию властью. С историей Иосифа сходна история Есфири: сначала она была просто красивой царицей, затем подверглась опасности как еврейка и, наконец, вместе с Мардохеем вернулась к власти: «И снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мардохею; Есфирь же поставила Мардохея смотрителем над домом Амана» (Есф.8:2).

Обретение власти подразумевалось и в притче Иисуса о блудном сыне, когда отец передал ему перстень: «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду... и дайте перстень на руку его... и приведите откормленного теленка... станем есть и веселиться» (Лк.15:22). Этими действиями отец восстановил право блудного сына на сыновство, радостно передав ему знаки отличия.

В описаниях таких украшений скинии как кольца библейские авторы показывают яркую и памятную картину внешних проявлений прославления Бога. А в историях Иосифа, Мардохея и блудного сына другие авторы подчеркивают незаслуженное благоволение Бога, связывая кольца с изобилием, властью и примирением. Эти рассказы становятся архетипами Божьей провиденциальной защиты и любви, Божьего всемогущества и готовности освобождать Свой народ из темниц глубочайших жизненных проблем и восстанавливать его в небесном наследии.

См. также: ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ; ПЕЧАТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle