Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Трагедия как сюжетный мотив

(Tragedy as plot motif)

Сюжет трагедии движется от процветания к бедствию. Как историю об изменении положения героя, ее следует отличать от жанра пафоса, где с начала и до конца описываются ничем не смягченные страдания. Трагедия – это скорее рассказ об исключительном бедствии, а не о простой неудаче. Она говорит о том, чего мы боимся и с чем не хотели бы сталкиваться, – о разрушительной силе зла.

В то время как самый важный общий признак трагедии – то, что это рассказ о падении, обычно считается, что сюжет должен обладать и другими особенностями, чтобы называться трагедийным. Действие в трагедии вращается вокруг главного героя – трагического героя – в отличие от комедии, имеющей более общественный, социальный характер. Трагический герой – это обычно человек знатный и богатый, царь или правитель, в общем, некто, занимающий более высокое социальное положение, чем простой смертный, хотя в то же время – представитель человечества вообще. Сама трагедия всегда вызвана каким-то действием трагического героя. Аристотель называл это hamartia – трагическим изъяном героя, который делает жертву трагедии не только ответственной за свое падение, но и в какой-то степени заслуживающей его. Таким образом, трагедия основана на человеческой ошибке или слабости и акцентирует выбор человека в противовес детерминизму. Все библейские трагедии – вариации на тему человеческого непослушания Богу. Часто трагический герой в какой-то момент обретает прозрение, понимая, что он сделал не так, вследствие чего начали действовать силы воздаяния. По мере развития трагического сюжета трагический герой постепенно становится все более изолированным от общества. Обычно трагедии заканчиваются смертью героя.

Прототип библейской трагедии – Грехопадение, утрата состояния невинности в Быт.3. Это история о неверном выборе – непослушании Божьему повелению, преступлении и наказании. Великая трагедия Библии – история царя Саула в 1 Царств, когда Саул потерпел неудачу как вождь народа. Подобна ей трагедия Самсона (Суд.13–16), где герой виновен в ряде грехов, включая нарушение назорейского обета и расточительное отношение к Божьим дарам. В соответствии с трагической тенденцией объяснять падение героя определенной причиной, история Давида в 1 и 2 Царств рассказывается как трагедия: это история успеха до эпизода с Вирсавией и Урией, после чего начинаются страдания героя.

Исторические хроники Ветхого Завета также содержат трагические истории. Многие герои выбирают путь зла, а не добра, и демонстрируют в процессе этого свои изъяны. Причинно-следственная связь между грехом и страданием проходит красной нитью через судьбы отдельных людей и всего народа. Каин совершает убийство и обрекает себя на блуждания (Быт.4:1–16). Ахан прячет часть военной добычи в виде золота и серебра в своем шатре и погибает из-за этого (Нав.7). Корей, Дафан и Авирон восстают против власти Моисея и Аарона, и земля поглощает их вместе с их семьями (Чис.16). Народ Израиля впадает в идолопоклонство и не выполняет обязанности завета, что приводит его к изгнанию. Это лишь немногие примеры трагических историй, которые мы находим в библейском повествовании.

В литературе мудрости Ветхого Завета также есть трагические мотивы. Здесь мы встречаем описания саморазрушительных действий людей, которые совершают насилие (Притч.1:10–19), попадают в сети греха или погибают из-за недостатка дисциплины (Притч.5:22–23). Поддаться искушению обольстительницы – путь к метафорической гибели и к унижению жертвы (Притч.7:21–27; см. также Притч.2:16–19; 22:14).

Притчи Иисуса – еще один источник трагедий. В этих драмах о выборе души присутствует неизбежный потенциал трагедии или комедии. Галерея трагических персонажей впечатляет: нерадивый раб, который прячет деньги своего хозяина; пять неразумных дев; гости на свадьбе, которые отказываются от приглашения; старший брат, который не хочет участвовать в Празднике прощения; богач, который игнорирует нищего и после смерти оказывается в аду; гордящийся своей праведностью фарисей, который осужденным возвращается домой с молитвы в храме; богатый земледелец, собирающийся удалиться от дел.

Однако, несмотря на присутствие трагических мотивов в Библии, трагедия – не основной жанр библейского текста. Библейское повествование полно эпизодов, потенциально трагических, но трагедия в них предотвращается благодаря раскаянию героя и Божьему прощению. Раскаяние Давида после его греха с Вирсавией (и Урией) – пример этого. Мир литературной трагедии – замкнутый мир, где у героя, совершившего трагическую ошибку, нет выхода. Но мир библейской веры всегда открыт для Божьего Прощения, даже после совершения трагической ошибки. Библия говорит о человеческих заблуждениях, но в ней присутствует также Искупительный потенциал трагедии – то есть больше, чем только трагическое.

См. также: КОМЕДИЯ, СЮЖЕТНАЯ СХЕМА; ОТПАДЕНИЕ ОТ НЕВИННОСТИ; СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle