Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Трава

(Grass)

В Палестине растет множество сортов трав, но в Библии они как будто бы никак не разделяются и даже не проводится различия между травой и сходными с ней растениями. Пятьдесят упоминаний о траве в Библии подпадают в основном под три категории: трава как покров лугов и пастбищ для скота, исчезновение травы как знак Божьего суда и трава как символ быстротечности, переменчивости и смертности.

Согласно Библии, уже на шестой день творения трава стала божественно предоставленной пищей для волов (Чис.22:4; Иов.40:10; Пс.105:20; Дан.4:22), скота (Втор.11:15; Пс.103:14; Иер.50:11), лошадей (3Цар.18:5), мулов (3Цар.18:5) и диких ослов (Иов.6:5; см. OCEJI). Следовательно, трава – одно из благословений сотворенного порядка. В сельском хозяйстве, основанном преимущественно на скотоводстве, трава служит образом плодородия; ее наличие обеспечивает изобилие (Пс.146:8). Учитывая преходящий характер травы, ее пышная растительность служит также знаком Божьей провиденциальной заботы. В Своей речи о необходимости избавления от тревог Иисус, говоря о том, как Бог заботится о траве, привел аргумент «тем более»: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас» (Мф.6:30; Лк.12:28). Суть в том, что сотворенным по Его образу Бог может предоставить гораздо больше.

В количественном отношении этот положительный образ травы как пищи для животных и объекта Божьего благодетельного провидения составляет в Библии наименьшую группу. Божий суд часто изображается как исчезновение травы. Моисей пророчествовал, что несоблюдение завета побудит Бога превратить обетованную землю в выжженную пустыню, в место, где не растет никакая трава (Втор.29:23; см. ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ). В Иер.14:5 показан конкретный пример: в результате Божьего наказания Иудеи даже лань оставляет детенышей, потому что нет травы. В Ам.7:2 суд над Израилем изображается в виде саранчи, пожирающей траву на земле. В пророчестве о Моаве (Ис.15:6) говорится, что воды иссякнут и трава выгорит. Такая угроза, в конечном счете, становится эсхатологической темой вселенского масштаба. В Откр.8:7 после снятия седьмой печати первый ангел вострубил в трубу и третья часть зеленой травы сгорела.

Самая большая группа библейских образов травы связана с резкими изменениями, которым трава подвергается в засушливом климате. В неглубоком слое почвы под действием то засухи, то дождя трава быстро зеленеет, когда есть достаточно влаги, и столь же быстро засыхает, когда воды нет. В таком климате трава может обновляться даже утренней росой. Еще один случай представляет собой трава, растущая на кровлях домов. Семена неизбежно прорастают на глиняных крышах, но вскоре после своего появления в результате прошедшего дождя засыхают, так как не имеют глубоких корней и не могут сопротивляться солнцу и ветрам (4Цар.19:26; Пс.128:6; Ис.37:27). Хотя в способности травы быстро расцветать обычно подразумевается неизбежность разрушения, в некоторых случаях быстрый рост служит выражением положительного образа процветания (Ис.66:14).

По большей части, однако, рост травы, связанный с климатическими условиями, используется для изображения бренности и быстротечности человеческой жизни. В Палестине за сезоном дождей (с октября по апрель) следует долгий засушливый период. Немногие травы способны выдержать сухую жару, поэтому зеленая трава стала вполне подходящим символом всего недолговечного. Самое очевидное свойство травы в засушливом климате заключается в том, что она засыхает (Пс.101:5, 12; 128:6) и увядает (Пс.36:2). Псалмопевцу становится легче переносить злодеяния беззаконников при мысли, что они подобны траве – скоро увянут и засохнут (Пс.36:2). Чаще, однако, эта тема используется в Писании для предупреждения праведных. Нам надо отдавать себе отчет в своей смертности и быстротечности жизни. Всякая плоть – как трава (Ис.40:6–8; процитировано в 1Пет.1:24–25). По словам Пс.89:6, быть человеком значит быть как трава, как быстро исчезающий сон. В другом месте псалмопевец признает, что он подобен вечерней тени и иссыхает, как трава (Пс.101:12). Мы расцветаем только на короткое время (Пс.102:15), а затем умираем, как трава (Ис.51:12). Жить так, будто дело обстоит иначе, – безумие (ср. Иак.1:10, где богатые предупреждаются, что они увянут, как цветы на траве, не закончив своих дел).

В еще одном второстепенном образе множество листочков травы служит символом большого количества. Листочки травы невозможно подсчитать, как и песок на берегу моря. Поэтому в Иов.5:25 число потомков сравнивается с «травой на земле», а в веке грядущем потомки Иакова «будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Ис.44:4).

См. также: БРЕННОСТЬ, МИМОЛЕТНОСТЬ; БЫК; ДОЖДЬ; ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ; ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ; РАСТЕНИЯ; СКОТ; СУХОСТЬ, ЗАСУХА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle