Запустение, пустошь, пустыня
(Wasteland)
Пустыня – это пустынное место, обычно жаркое и засушливое. Образ этот ассоциируется со смертью, упадком и гибелью, а также с ужасом и угрозой для жизни. Слова «пустыня», «запустение» и «пустошь» встречаются в Библии около пятисот раз, причем много раз по отношению к опустошенным городам. Подавляющая часть упоминаний приходится на Книги Исаии, Иеремии и Иезекииля, и все случаи упоминания «пустоши» встречаются в Ветхом Завете.
В Библии пустыня – покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность. Это место не для людей, они там погибнут (Иов.6:18), но оно подходит для диких ослов (Иов.24:5; 39:5–6; Ис.32:14) и пустынных шакалов (Мал.1:3). Это засушливое место (Иов.38:27; Иер.12:11), с соляными почвами и ямами (Иов.39:6; Соф.2:9). Это заброшенные виноградники (Ис.5:6; Иер.12:10–11), где растут только волчцы, тернии и сорняки (Ис.5:6; Соф.2:9).
Прежде чем мы дойдем до образа апокалиптических пустынь, следует поговорить о пустыне Ветхого Завета, через которую Бог вел израильтян. Она описывается как «пустыня великая и страшная, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор.8:15), и как «степь печальная и дикая» (Втор.32:10). В поэтических книгах мы читаем о пустыне в более общем плане – о «пустыне, где нет пути», в которой Бог заставляет блуждать вождей народа (Иов.12:24); о том, что Бог посылает дождь, «чтобы насыщать пустыню и степь» (Иов.38:27); о «пеликане в пустыне», с которым сравнивает себя автор псалма (Пс.101:7); и о плодородной земле, которую Бог превратит «в солончатую за нечестие живущих на ней» (Пс.106:34).
Но прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром и непокорным народом завета. Здесь мы находим видения о городах, которые «останутся без жителей» (Ис.6:11); о землях, ставших «пустынею», и городах, что «сожжены, без жителей» (Иер.2:15; см. также Иер.4:7; 7:34). Бог предсказывает: «Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера» (Ис.42:15). Мы также видим пастбища, которые «выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота – все рассеялись, ушли» (Иер.9:10; ср. Иер.9:12). В Книге Иезекииля двадцать пророчеств о пустыне, и в малых пророках приводятся запоминающиеся образы запущенных виноградников и смоковниц (Ос.2:12; Иоил.1:7; Ам.4:9).
Идею пустыни в Новом Завете передает греческое слово eremos, «пустое место», и соответствующее ему erimosis. Последнее появляется в пророчестве в Лк.21:20, которое следовало бы перевести так: «Тогда знайте, что приблизилось его [Иерусалима] превращение в пустыню» (см. пар. Мф.24:15 и Мк.13:14). Кроме того, эта идея может заключаться (в глагольной форме) в некоторых апокалиптических текстах (напр., Мф.12:25; Лк.11:17; Откр.17:16; 18:17, 19). В Откровении идея развивается в середине книги, хотя само слово там не появляется. В итоге, в Новом Завете идея пустыни присутствует не столько в словесном выражении, сколько в апокалиптических образах.
Пустыня – запоминающийся библейский образ запустения и заброшенности. Этот образ основан на изображении обычного пустынного ландшафта и на военной практике. Основываясь на этих буквальных образах, авторы Библии преобразуют архетип в пророческое видение о грядущем суде и в символический образ духовной пустоты или лишений. В литературе в целом пустыня – либо место испытаний, где герой доказывает свои способности, либо (в современной литературе) – состояние, до которого дошла деградирующая культура. В Библии обычно пустыню создает Бог, в качестве суда над грешным человечеством.
См. также: ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ПУСТЫНЯ; САД.