Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сад

(Garden)

В Библии сад как орошаемый водой участок, отведенный для выращивания растений, служит образом как природы, так и святого места. В прямом физическом смысле сад – это хорошо удобренное и ухоженное пространство, доставляющее удовольствие его владельцам и жителям. Как в таковом, в нем выражаются образы обеспечения, красоты, изобилия и удовлетворения человеческих потребностей. С ним тесно связан образ человеческой мечты.

Учитывая ассоциативную связь сада с жизнью во всей ее полноте, не удивительно, что он выполняет роль одного из образов, как бы обрамляющих библейский рассказ в целом. В Быт.2 Адам помещен в Едемский сад как в совершенное место для жизни и работы. В Откр.21 новый Иерусалим представлен идеальным сочетанием сада и города. В граде Божьем, спустившемся с неба, течет река жизни, исходящая из-под Божьего престола наподобие Источника среди Едемского сада. Вдоль реки стоят деревья, приносящие плоды для употребления в пищу и покрытые листьями для исцеления народов.

Стоит с самого начала отметить разделение в Библии садов на определенные категории. Основное различие проводится между садом – Божьим садом в Едеме и садами – местами, несущими отличительные черты первоначального райского сада, но не имеющими его уникального статуса. Сад в Песни песней занимает почти такое же самостоятельное положение, как и Едемский, и его с полным основанием можно считать прототипом сада любви, служившего примером в человеческой истории, особенно в литературе. На более неземном уровне мы видим образ небесного рая. Наконец, есть два сада, связанные с крестными муками и воскресением Иисуса – Гефсиманский сад и сад с гробом Иисуса.

Божий сад. Для человека совершенство всегда представлялось в виде огороженного сада с пышной растительностью, в котором царит спокойствие. При раскрытии смысла образа рая важно помнить, что именно такой в Библии изображается предназначенная Богом для человека жизнь. Едемский сад – не просто место, это также выражение образа жизни и состояния души. Едемский сад Бог насадил Сам (Быт.2:8), поэтому в образе изначального сада совершенства и последующих есть не только описательная сторона, но и предписывающая.

Название парадиз («рай») происходит от персидского слова, означающего обнесенный стеной сад. Хотя в еврейском тексте Быт.2 это слово не употребляется (там говорится о «саде Едемском» и «Едеме», саде Божием), тем не менее там выражается библейское понимание рая. В Быт.2 нет никаких упоминаний о стене вокруг этого совершенного сада, но он все равно производит впечатление огражденного места безопасной жизни, и это впечатление находит подтверждение в образе пламенного меча, заградившего вход после изгнания, – здесь подразумевается наличие ворот, ведущих в сад. Образы растений и животных в Быт.2 отличаются от тех, которые мы видим в Быт.1, – здесь имеются в виду растения и животные, выращиваемые и разводимые человеком, в отличие от вселенского размаха, показанного в Быт.1. Основные характерные черты совершенного сада выражаются в самом образе ограждения – отличия от обыденной жизни. Простота жизни в саду отделяет его от условностей, присущих цивилизованному миру, – это отчасти можно увидеть на примере Адама и Евы, без всякого стыда ходивших по саду обнаженными. В образе огражденного места выражается четкое различие между изначальным совершенством – идеальным прошлым – и падшим положением. В нем может также подразумеваться ограниченность и конечность человеческой жизни даже в ее изначальном совершенстве.

В образе райского сада, изображенного в Быт.2, можно выделить и другие темы. Одна из них – обеспечение насущных потребностей. Этот образ имеет непреходящее и всеобъемлющее значение, но, в то же время, нет сомнений, что он вызывал дополнительный интерес в аграрном обществе, жившем в засушливом регионе. Сады орошались, поэтому они были местами с буйной растительностью. Сад служил символом неиссякаемого источника изобилия и даров природы наподобие неувядающего дерева в Пс.1. Само собой разумеется, что в этом зеленом мире выражалась также красота природы. В раю сочетаются утилитарный подход к деревьям как к «хорошим для пищи» и эстетический взгляд на них как на «приятные на вид» (Быт.2:9). Идеал вечен, что делает рай (по словам К. С. Льюиса) сферой души, которая действительно существует и к которой надо часто обращаться.

Едемский сад был не только образом Божьего обеспечения, но и, как бы это ни казалось парадоксальным, местом человеческого труда. Ведь сады требуют ухода. В Быт.2 сказано, что Бог взял сотворенного Адама и «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Поэтому сад, помимо образов природы и отдыха на ее лоне, служит также образом человеческого прилежания, труда и стремления к достижению цели. Сад был местом, приготовленным для человечества, но также местом, требующим постоянной заботы. Наличие дерева жизни свидетельствует, что в саду были заложены основополагающие принципы жизни с избытком и обильного роста, и в такой обстановке естественным следствием идеального роста был идеальный труд. Работа Адама заключалась в самореализации и реализации возможностей окружающей среды. Здесь подразумевается необходимость выполнения определенных дел в нужное время, и мы впервые встречаемся с двумя важными темами библейского рассказа: Бог предоставляет место и обещает новые и более совершенные места, а человечество призывается к сотрудничеству в послушании для исполнения Божьих целей. Едем, Ханаан, небо: в этом последовательном ряду перечислены дары заботливого провидения, обусловленные, как это хорошо выражено в предании Второзакония, признанием и послушанием.

Одна из основных сторон образа рая – гармония. Адам и Ева изображаются живущими в гармонии с природой, как с растительным, так и с животным миром. Они жили также в гармонии друг с другом. Но эта гармония на природном и человеческом уровне затмевается прямым общением Адама и Евы с Богом. Сад, возможно, был огорожен, но он был открытым для Бога, Который посещал насажденный Им сад и «ходил в раю во время прохлады дня» (Быт.3:8). Когда Адама и Еву изгнали (см. ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН) из сада, они потеряли не только место – они потеряли также духовное положение, основывавшееся на свободном общении с Богом.

Можно отметить и другие мотивы, связанные с Едемским садом. В отличие от земных райских садов в преданиях античного мира, этот сад был не местом ничем не нарушаемого уединения, а местом непрестанного нравственного испытания, как о том свидетельствует присутствие в нем запретного дерева. С этим связан образ сада как места, побуждающего сделать решительный выбор. Более того, сад связывается с самым главным выбором, сделанным в истории мира. Самое сильное чувство, которое нас охватывает при чтении Быт.2, выражается в осознании, что рай был потерян.

Обычные сады. Образ райского сада сохраняется и в других показанных в Библии садах. Эти менее значительные сады все еще выглядят идеальными местами, хотя и лишенными уникальности первоначального сада. Божий сад остается образцом бурного природного роста и, вследствие этого, человеческого благоденствия. Возведя очи на Иорданскую равнину, Лот сказал, что она хорошо орошается водой, «как сад Господень» (Быт.13:10). В видении восстановленного Сиона Исаия обнаружил, что пустыня стала, «как сад Господа» (Ис.51:3; ср. Иез.31:9; 36:35).

Но даже когда нет прямых ссылок на Едемский сад, в библейских образах садов сохраняется их основная физическая характеристика хорошо орошаемых, зеленых и плодородных мест. В этих садах выражаются образы не только природы, но и земледелия. Помимо упоминаний об орошении, чаще всего отмечается, что сады насаждаются. Они не вырастают сами по себе. В пророческих видениях будущего восстановления неоднократно повторяется мысль о разведении садов и о питании людей их плодами как о проявлении трудолюбия и его вознаграждении (Иер.29:5, 28; Ам.9:14). Понимание сада как Божьего благословения подчеркивается в образах опустошения садов в пророчествах о суде (Иоил.2:3; Ам.4:9).

Едемский сад насадил Бог, а обычные сады служат выражением человеческих усилий и достижений, а также образов природы. Они, в частности, связываются с дворцовой жизнью. Перечисляя свои материальные свершения, венценосный автор Екклесиаста заявил: «Устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева» (Ек.2:5). Можно между прочим отметить, что в Библии не проводится четкого различия между понятиями сад, роща и парк. В древности цари и другие высокопоставленные лица обладали привилегией проводить время в изысканных садах, что явствует из образов царской беседки и сада в Песни песней.

Сад любви. В литературе о райской жизни видное место занимает тема сада любви, и Библия не обманывает наших ожиданий в этом вопросе. Намек на эту тему есть уже в Едемском саду, поскольку Адам и Ева предстают там прототипами мужа и жены, а Бог установил институт брака и полового союза как одно из условий их жизни в саду (Быт.2:24–25).

В Песни песней показан самый известный в мире сад любви. Мотивы райской жизни превращаются в нем в романтическую реальность. Красота возлюбленной дополняется красотой окружающей обстановки, и в удовольствии, которое влюбленная пара получает от нее, отражается наслаждение от взаимной любви. Изобилие и полнота сада служат метафорическим средством выражения богатства и достоинств, которые влюбленные находят друг в друге. Закрытость сада подчеркивает уединение, близость и безопасность, которые влюбленные находят в своей любви, а также в определенной мере способствует пониманию, что они чувствуют себя целым миром в самих себе. Обнесенный стеной сад служит также символом целомудрия невесты (Песн.4:12). В гармонии влюбленной пары с окружающей обстановкой отражается их гармония друг с другом.

Небесный рай. В Библии рай показан также небесной реальностью. В трех стихах Нового Завета рай связывается с небесной жизнью (Лк.23:43; 2Кор.12:4; Откр.2:7), хотя подробности не приводятся. Основной текст – видение Нового Иерусалима, представляющего собой окруженный стеной город, но, вместе с тем, отличающегося характерными чертами рая с рекой, по обоим берегам которой стоят деревья жизни, приносящие плоды для народов (Откр.22:1–2). Тогда как первоначальный рай был достаточно уединенным местом с всего двумя жителями, небесный рай населен значительно больше и более открыт. Стены украшены двенадцатью великолепными жемчужными воротами, которые никогда не закрываются (Откр.21:25). По всей видимости, между искупленной землей и этим городом-садом будет поддерживаться постоянная связь, и проходящие через ворота будут приносить «славу и честь народов» (Откр.21:26). В этом образе открытой ограды мы видим святое место, представляющее собой единое законченное целое, но, в то же время, находящееся в постоянном изменении. Небесный рай и, в меньшей степени, первоначальный рай основываются на парадоксе: они закрыты и, вместе с тем, открыты.

Сады в жизни Иисуса. Два сада, в наибольшей мере связанные с Иисусом, до такой степени отличаются своими физическими характеристиками и происходившими в них событиями, что мы с трудом можем относиться к ним как к садам в общепринятом смысле райского сада. Тем не менее в Евангелиях они называются садами. Гефсиманский сад стал местом мучений, страданий, предательства, ареста и насилия. В свете обычных представлений о саде он выглядит почти антисадом – сюрреалистическим извращением привычного образа сада. Вместе с тем, у него есть одна важная общая черта с первоначальным раем: это святое место, в котором было принято поворотное решение, изменившее ход человеческой истории.

В образе сада воскресения синтез выражается еще ярче, а сам рассказ о воскресении приобретает дополнительный смысл, если учитывать некоторые связанные с садом детали событий, произошедших в воскресенье утром. Не может быть сомнений, что местом воскресения был сад: в Ин.19:41 говорится, что гроб Иисуса находился в саду (неподалеку от места распятия), и Мария Магдалина приняла воскресшего Иисуса за садовника (Ин.20:15). Сад выглядит вполне подходящим местом для совершения пасхального чуда, учитывая, что сады всегда отождествлялись с поддержанием жизни и роста. Первый сад принял первого Адама, пасхальный сад принял второго Адама. Павел заявил: «Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати... будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17). Воскресение открыло перед человечеством новые горизонты с преобразованием мира, в котором правит уже не смерть, а жизнь, с перспективой возрастания до нравственной полноты Христа. Все это проявится с избытком, если обычные характеристики сада – изобилие, удовлетворение человеческих устремлений, достижение гармонии – применить и к этому саду.

Заключение. Каков же все-таки смысл образа сада в Библии? Это образ идеала, повышающего значение любых совершаемых в нем дел. Он служит выражением природы в самом высоком смысле, романтической любви в самом высоком смысле, человеческого благополучия в самом высоком смысле, духовной реальности в самом высоком смысле. Сад блаженства – это нравственная и духовная норма, по которой оценивается падшее состояние и к которой стремится человеческий дух.

См. также: АДАМ; ВОДА; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ЕВА; ЖИВОТНЫЕ; ИЕРУСАЛИМ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ИСТОЧНИК; ИСТОЧНИКИ ВОДЫ; КРАСОТА, ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ, НЕБО; ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРИРОДА; РАСТЕНИЯ; РОЩА; СВЯТОЕ МЕСТО; СИОН.

Библиография:

P. Morris and D. Sawyer, A Walk in the Garden: Biblical, Iconographical and Literary Images of Eden (Sheffield: JSOT, 1992).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle