Красота
(Beauty)
Красота – в первую очередь, эстетическая категория, в которой выражается то, что мы видим привлекательного, приятного и превосходного в ком-то или в чем-то. В изобразительном искусстве и музыке красота воспринимается через чувства. В литературных трудах красота воспринимается через разум и воображение. В художественной красоте можно выделить конкретные ее элементы – такие как единство, равновесие, симметрия и гармония отдельных частей, – однако в Библии к понятию красоты такой аналитический подход не применим. Библейские авторы довольствуются пониманием красоты как художественного качества общего характера, в котором выражается позитивное восприятие природы, человека или события.
Красота изначально подразумевает специфически художественное воздействие на человека, однако мы используем это понятие и в более широком смысле для выражения положительной реакции на какие-то вещи или происходящие события. Так, когда Мария помазала ноги Иисуса, Он похвалил ее следующими словами: «Она прекрасное дело сделала для Меня» (Мф.26:10; Мк.14:6 {«доброе»}). Исаия не имел в виду физическую красоту, когда писал: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис.52:7). Равным образом, в некоторых приведенных ниже примерах восхваления красоты мужчин, женщин и детей подразумевается не только внешняя физическая красота, но и внутренняя красота характера и личности человека. Мы еще больше удаляемся от чисто художественного восприятия красоты и приближаемся к ее метафорическому пониманию, когда речь заходит о Боге. В этом случае положительные стороны воздействия художественной красоты помогают увидеть совершенство Бога и то наслаждение, которое верующий испытывает от этого совершенства.
В современных переводах встречается около сотни упоминаний о красоте или прекрасном и в подавляющем большинстве случаев они вызывают положительные ассоциации. Но даже независимо от того, используется это слово или нет, есть ситуации и люди, которые библейские персонажи или авторы находят прекрасными. Описание таких ситуаций оставляет впечатление, что красота имеет очень большую ценность для повседневного и духовного опыта человека.
Библейские образы красоты. Что же библейские авторы считали красивым или прекрасным? Список очень большой. Красивыми могут быть дома (Ис.5:9), венцы (Ис.28:5; 62:3; Иез.16:12; 23:42), одежды (Нав.7:21; Ис.52:1), стада (Иер.13:20). Столь же красивыми могут быть убранство (Иез.7:20), голос человека (Иез.33:32), город (Плч.2:15), окрашенные гробы (Мф.23:27) и изделия горшечника (Рим.9:21). Прекрасной может быть возвышенность (Пс.47:3). С учетом такого широкого спектра понятий, которые казались прекрасными в воображении библейских авторов, можно считать справедливым заявление, что «все соделал Он прекрасным в свое время» (Ек.3:11).
Если красивыми могут быть вещи, таковыми же могут быть и люди. В Библии сказано, что женщины бывают красивыми, не менее двадцати раз; мужчины тоже обладают красотой (1Цар.25:3; 2Цар.14:25; Ис.44:13), как, например, младенец Моисей (Деян.7:20; Евр.11:23). Наивысшее воплощение красоты человека мы видим в Ис.44:13, где пророк говорит об изготовлении изображения идола, который принимает «образ человека красивого вида». Сочетание внешней и внутренней красоты показано в притче: «Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина» (Притч.20:29). В данном случае седые волосы служат образом как физической привлекательности, так и признаком мудрости.
С красотой всегда связывается романтическая любовь, и в Библии приводятся тому примеры. В Песни песней влюбленные выражают восхищение тем, что они видят: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн.1:14–15). Достойным обрамлением их красоты служит пасторальная обстановка идеальной любви в царской беседке (Песн.1:16), и эта обстановка способствует выражению красоты влюбленных в виде таких образов, как нарцисс Саронский, лилия долин или яблоня (Песн.2:1, 3). В Песни песней красота находит выражение практически в каждом упомянутом в ней предмете. В такой любовной поэзии красота связывается прежде всего с любовью. То же самое можно сказать об отношении Аврама к своей жене Саре: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Быт.12:11). Красота Сары нашла подтверждение и в ходе последующих событий. В псалме 44 (представляющем собой, как и Песнь песней, эпиталаму или свадебную песнь) псалмопевец сначала предсказывает невесте, что «возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12), а затем, в стихах, изображающих свадебные торжества, читаем, что «одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю» (Пс.44:14–15).
В библейском понимании природы выражается прежде всего утилитарный подход (Пс.103), но, вместе с тем, в ряде случаев мы видим восхваление ее красоты. Солнце восходит как «жених из брачного чертога своего» (Пс.18:6). Цветок в Библии служит символом красоты (Ис.28:1, 4; 40:6; Иак.1:11). Этот образ находит также выражение в словах Иисуса о «полевых лилиях», которые становятся такими красивыми, что даже «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28–29). Масличное дерево тоже приводится в качестве примера красоты (Ос.14:7). А при создании райского сада «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид» (Быт.2:9). Песнь песней представляет собой, в сущности, краткую антологию образов красоты природы, в которой описывается, как появляются цветы на земле (Песн.2:12), как расцветает виноградная лоза (Песн.2:13), какое благовоние исходит от мандрагор (Песн.7:14).
Наряду с природой наиболее ярким выражением эстетической красоты для ветхозаветных верующих был храм. Составить определенное представление о том, насколько прекрасным храм казался в глазах иудеев, мы можем из восклицания одного из учеников, когда он выходил из храма вместе с Иисусом: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1). Это перекликается со словами ветхозаветного молящегося о «силе и великолепии во святилище Его» (Пс.95:6). При восстановлении храма Сам Бог вложил «в сердце царя – украсить дом Господень» (Езд.7:27). Священные одежды Аарона и его сыновей были «для славы и благолепия» (Исх.28:2, 40). В окружении такой художественной и архитектурной красоты молящиеся могли «созерцать красоту Господню» (Пс.26:4) и призывать других «поклоняться Господу в благолепии святыни Его» (1Пар.16:29; ср. Пс.28:2; 95:9). В восклицании паломника при виде храма выражается отчасти и эстетическая удовлетворенность: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс.83:2).
Красота скинии и храма известна нам, в основном, по библейским рассказам о материалах и приемах, которые использовались при их возведении (Исх.25–30; Исх.35–39; 3Цар.6–7; 1Пар.22–27; 2Пар.2–4). В кажущемся бесконечным перечне строительных материалов и планов находит выражение очарование художника перед многообразием физических материалов и величием художественного замысла в творческом процессе созидания. Эти главы несут в себе яркий образ художественной красоты, прославления человеческого творчества. Божье одобрение этого художественного творчества проявилось не только в том, что Он Сам предоставил планы для строительства; Он также вдохновлял художников, выполнявших работы (Исх.31:6; 35:30–36:1). Искусство вообще представлено в Библии образом красоты. Упоминания в псалмах о музыкальных инструментах подтверждают слова псалмопевца о «сладкозвучности» гуслей (Пс.80:3). Сам по себе литературный по преимуществу характер Библии служит еще одним библейским образом красоты. Один из авторов недвусмысленно заявил, что красота стиля имеет для него важное значение: «Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения» (Ек.12:10).
Красота Бога. Переход понимания красоты как эстетической категории к духовному отклику, который мы видим в местах, где красота связывается с поклонением в храме, достигает логического завершения в библейском образе красоты Бога. Упоминания о ней вряд ли можно считать проявлением реакции эстетического характера, хотя и нельзя отрицать факт, что языковые средства с эстетическим содержанием в наилучшей степени выражают радость и удовлетворение, которые верующий находит в Боге. Когда Давид говорит, что желает он «одного» – «созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26:4), в образе красоты выражается стремление человека увидеть Бога лицом к лицу. На самом деле он ищет Бога, а не красивый образ. В этой красоте Господа выражается один из многих парадоксов христианства, ибо из Писания ясно, что красота Бога относится одновременно к Его буквальному образу и к тому невидимому качеству, которое делает Бога эталоном красоты. В Боге воплощаются духовная красота и красота внешнего облика, как показано в яркой картине «верха красоты», являющейся с Сиона (Пс.49:2).
Прямые упоминания о связанной с Богом красоте кажутся попытками выразить невыразимое, показать «нетленного, невидимого, единого премудрого Бога» (1Тим.1:17). Поэтому мы встречаем такие стихи: «Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс.95:6); «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» (Ис.28:5). Здесь красота связывается с величием и славой, царским достоинством и всевластием Бога, то есть с понятиями, окутанными тайной, которые приобретут смысл, только когда мы, как к тому стремился Давид, сможем «созерцать красоту Господню» (Пс.26:4). В то же время красота Бога связывается с конкретными и материальными вещами и реальными местами, такими как венец, диадема и святилище Бога. Исаия обещает, что «глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» (Ис.33:17) – в этом стихе зрительный образ искусно сочетается с непостижимой глубиной красоты Господа. Когда Моисей спустился с горы Синай, лицо его просто сияло от того, что он был в присутствии Господа.
В рассказах тех немногих библейских авторов, которые видели Господа, слово красота не употребляется, но оно явно подразумевается. Можно сказать, что, хотя красота не служит определением Бога, Он Сам является эталоном красоты. Описание Господа показывает нам, что такое настоящая красота. Например:
Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном,
и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы;
у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое,
и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили:
свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями (Ис.6:1–4).
В видении Иоанна воскресшего и вознесенного Сына Божьего читаем:
И, посреди семи светильников, [я увидел] подобного Сыну Человеческому,
облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом;
глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный;
и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его – как шум вод многих;
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч;
и лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей.
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.
И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся;
Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь;
и имею ключи ада и смерти (Откр.1:13–18).
В этих картинах, безусловно, присутствует образ трансцендентной красоты.
Красоту Бога дополняет красота неба, которое в Книге Откровение изображается местом необыкновенной и непревзойденной красоты. Это особенно ярко показано в подробном описании нового Иерусалима (Откр.21–22:5), где символика украшений, драгоценностей, света, славы и рая создает ошеломляющее впечатление красоты, превосходящей все, что можно увидеть на земле.
Предостережения относительно красоты. При всем преклонении перед земной и небесной красотой в Библии содержатся также предостережения, касающиеся красоты.
Во-первых, земная красота (в отличие от небесной) преходяща, как это явствует из сравнения «красоты» с «увядшим цветком» (Ис.28:1; ср. Ис.40:6–8).
Во-вторых, красота не может уберечь себя от физического разрушения (Ис.64:11; Иер.4:30).
В-третьих, красота может соблазнить человека на совершение пагубных в нравственном отношении поступков, таких как прелюбодеяние (Притч.6:25).
В-четвертых, физическая красота – лишь оболочка, под которой не обязательно скрывается благочестивый характер: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч.31:30; ср. с Притч.11:22, где речь идет о «женщине красивой и безрассудной»).
В-пятых, даже в тех случаях, когда за внешней красотой не скрывается уродливая сущность, она все равно не имеет такого значения, как внутренняя духовность.
Такое критическое отношение к внешней красоте находит выражение в как будто бы непримечательном внешнем виде Иисуса. В пророчестве Исаии о пришествии страдающего раба Божьего читаем, что «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Более того, этот страдающий раб «был презрен и умален пред людьми», и «мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:3).
Наиболее развернутую критику человеческой и земной красоты мы видим в Иез.16, пророчестве о суде над Иерусалимом (аналогичное пророчество в отношении Тира содержится в Иез.27–28). Против красоты выдвигается обвинение в идолопоклонстве, то есть в том, что человек поклоняется собственной красоте и полагается на нее. Бог украшает Свой избранный народ (символизируемый Иерусалимом) драгоценными камнями, чтобы он был «чрезвычайно красивым» (Иез.16:13) и чтобы «пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя» (Иез.16:14). Что же может быть несовершенным в такой картине красоты? Ответ: «Но ты понадеялась на красоту твою» (Иез.16:15) и «позорила красоту твою» (Иез.16:25). Здесь осуждается не красота сама по себе, ибо она есть Божий дар. Осуждается извращенное представление о красоте, ведущее к замкнутости на себе самом и к самовозвеличиванию.
Заключение. В Библии образы красоты охватывают широкий спектр понятий от картины рая, в котором Бог насадил деревья, приятные на вид, до блистательного образа небесного Иерусалима, который очаровывает нас на последних страницах Писания. На основании показанных в Библии образов красоты мы можем сделать вывод, что стремление к прекрасному, наряду со способностью осознавать и переживать его, существует в каждой человеческой душе. Хотя в Библии это ясно не заявляется, тем не менее совершенно очевидно, что опыт познания земной красоты пробуждает влечение к более высокой, неизменной и трансцендентной красоте, которую не может показать никакая человеческая жизнь, – стремление к лицезрению Божьей красоты. Несомненно, красота святого города (и его предвестника – Сиона с храмом) неотделима от славы Бога, Который Сам есть ее Источник, ее Храм и ее Свет. На небе Его лицо увидят все Божьи служители, как того страстно желал Давид: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:3–4). И, увидев Бога, они впервые увидят красоту в самом чистом ее выражении.
См. также: АДАМ; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ; ЖЕНЩИНА; ИЕРУСАЛИМ; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ; МУЖЧИНА; ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ; САД; СВЕТ; СИОН; СЛАВА; ХРАМ; ЦВЕТЫ.
Библиография:
P. Sherry, Spirit and Beauty: An Introduction to Theologi cal Aesthetics (Oxford: Oxford University Press, 1992).
W.A.Dyrness, «Aesthetics in the Old Testament: Beauty in Contexts», JETS 28 (1985) 421–432.