Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мужчина

(Man, images of)

Библия изобилует образами мужчин – как нечестивых, так и праведных представителей мужского пола. В Библии Бог изображается мужчиной, наряду с Христом и ангелами. В числе ролевых моделей мужчин в Библии часто фигурируют воины, мудрые учителя/проповедники, цари, отцы, сыновья, мужья и возлюбленные. Помимо этих ролевых моделей, встречаются примеры мужского безрассудства, а также совершенной праведности в лице Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС). Образ Христа как мужчины тесно связан с историческим фактом воплощения Иисуса из Назарета. Принадлежность Христа к мужскому полу неизбежно служит для мужчин образцом для подражания, хотя Его призыв следовать за Ним распространяется как на мужчин, так и на женщин.

Особое положение мужчин в библейском мире. Если библейский мир рассматривать исключительно с точки зрения значения властных полномочий и занимаемого положения, а не внутренних качеств или духовного потенциала, он во многих отношениях предстает миром мужчин. В Библии о мужчинах рассказов больше, чем о женщинах. В библейском мире руководящие функции исполняют преимущественно мужчины. Основными персонажами в Библии выступают в основном мужчины, придавая принадлежности к мужскому полу более разнородный характер по сравнению с более четко очерченными ролевыми моделями женщин. Начиная с рассказа о сотворении Адама, мужчины обычно изображаются лидерами во взаимоотношениях между полами, и, как следствие, мужские образы в Библии часто раскрываются полнее и подвергаются более суровой критике.

Мужчины в Израиле проходили перепись (Чис.1:2), отчасти для оценки военной силы. Высоко ценились первородные мальчики, которые отделялись «Господу» (Исх.13:12). Из левитских постановлений, касающихся обетов посвящения (Лев.27:1–8), нам известно, что мужчины ценились выше (пятьдесят сиклей), чем женщины (тридцать сиклей) того же возраста (от двадцати до шестидесяти двух лет). По ветхозаветным религиозным обрядам мужчины принимали знак завета в виде обрезания, для женщин же ничего подобного не предусматривалось. Мужчинам надлежало совершать, по меньшей мере, три паломничества в год в Иерусалим, а к женщинам такого требования не предъявлялось (Втор.16:16).

Чтобы такая относительно высокая насыщенность образов силы и значения мужчин не казалась нам свидетельством их неоправданно привилегированного положения, следует помнить, что мужчинам не отдается нравственного или духовного преимущества над женщинами. По сути, вследствие своей более значительной силы, как физической, так и общественной, мужчины совершают больше ошибок и несправедливостей. Кроме того, мужчины физически уязвимы в том смысле, в каком женщины обычно не бывают. Текст Ветхого Завета изобилует рассказами о мужчинах, погибших в бою (см. БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ), а тема истребления всего мужского пола вполне заурядна (напр., Втор.20:13; 1Цар.25:22, 34; 3Цар.11:15–16; 14:10; 16:11; 21:21; 4Цар.9:8; Мф.2:16).

В начале. Какими бы чертами мужчины ни наделялись в Библии в отличие от женщин, Библия как каноническое целое отстаивает взгляд о духовном равенстве мужчин и женщин пред Богом (напр., Гал.3:28). Они в равной степени обладают человеческими качествами, как мы это видим уже в рассказе о сотворении. Мужчина и женщина вместе получили повеление плодиться и размножаться и владычествовать над творением (Быт.1:27–28). Мужчина и женщина олицетворяют образ Божий (Быт.1:27). Они удовлетворяют потребности друг друга в общении, причем женщина создана, чтобы быть помощницей мужчины и сделать его жизнь полноценной (Быт.2:18–25). В самом сопоставлении мужчины и женщины в заявлении «мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27) подразумевается, что человеческий род образуют два пола. Конечным проявлением этого нераздельного единства служит брак (Быт.2:23–24).

Но с первых же страниц Библии показывается не только единство, но и различие. В рассказе о творении женщина занимает подчиненное положение, будучи созданной «помощником» мужчины, «подобным ему» (Быт.2:18–22), тогда как мужчина, созданный первым только для Бога (Быт.2:7), наделен «самостоятельной» ролью, хотя вскоре Бог заявил, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). В Новом Завете такой порядок сотворения истолковывается как придание мужскому началу рода главенствующего положения (1Кор.11:3, 8–9; 1Тим.2:12–13). В рассказе о грехопадении первоначальное различие между мужчиной и женщиной выражается еще ярче – первой запретный плод ест Ева (Быт.3:6; ср. 2Кор.11:3; 1Тим.2:14). В проклятии, наложенном Богом на Адама и Еву после грехопадения тоже подразумевается противопоставление: женщина будет испытывать боль в беременности и родах (Быт.3:16), а мужчина будет вынужден бороться с землей за пропитание (Быт.3:17–19) как «кормилец», обеспечивающий потребности семьи. Наконец, Бог возложил ответственность за первый грех прежде всего на мужчину, потребовав от него объяснений (Быт.3:11–12), и в Новом Завете грех тоже рассматривается исходящим от Адама, а не от Евы (Рим.5:12–21).

Ролевые модели в семье. После библейских рассказов о творении и грехопадении основные образы мужчин соотносятся большей частью с их ролью в домашних делах в качестве глав семьи. В Ветхом Завете мужчины предстают перед нами прежде всего как главы родов, и наиболее ярким примером являются патриархи. Роль главы рода влечет за собой исполнение многих других обязанностей, в том числе мужа, отца и владельца семейной собственности. В Ветхом Завете родословия прослеживаются по линии мужа, а не жены. Собственность наследуется сыновьями, а не дочерьми. Представление о характере роли мужчины в семье можно выразить понятием главенства, которое подразумевается во всей общественной структуре Ветхого Завета, в частности в законе и в повествовательной части, и становится еще более определенным в Новом Завете (1Кор.11:3; 14:33–34; Еф.5:22–6:9; ср. Кол.3:18–22), где властные полномочия мужа распространяются на жену, детей и рабов.

В Библии показано множество примеров земных отцов и их взаимоотношений с сыновьями. Среди наиболее трогательных образов отцов в Библии можно выделить Авраама, который ждал сына много лет, а получив его, с готовностью повиновался Богу, когда ему было велено принести своего горячо любимого сына в жертву. Давид тоже проявлял большую любовь к сыновьям и оплакивал смерть Авессалома, хотя тот возглавил восстание против него.

Библия изобилует и примерами плохих отцов. Давид, хотя и был благочестивым человеком и любящим отцом, не наказывал своих сыновей должным образом и пожал плоды такого воспитания, когда один из его сыновей изнасиловал свою единокровную сестру, а другой поднял против него бунт. Подобным же образом вел себя Илий, чересчур снисходительно относившийся к своим сыновьям и поставивший их пред Богом, но в конце концов они стали настолько беспутными, что Бог в один день лишил жизни их самих и Илия. Иаков тоже совершал родительские ошибки, неразумно и несправедливо окружив себя любимчиками и испытав в результате последствия в виде серьезного семейного разлада.

Новый Завет учит верующих, что отношение отцов к своим детям служит показателем их управленческих способностей: отцы не должны провоцировать гнев детей, но, в то же время, им следует держать детей под контролем, сохраняя достоинство, ибо если они не в состоянии справиться со своей семьей, то тем более не могут принимать на себя ответственность по управлению церковью (Еф.6:4; 1Тим.3:1–7). Таким образом, исполнение роли земного отца требует качеств руководителя и благочестивого человека.

Еще одна важная ролевая модель мужчины – положение мужа. Павел указывал на две стороны обязанностей мужа: быть главой жены и любить жену (Еф.5:23–30; Кол.3:19). Нечестивые мужья в Библии пренебрегают одной или обеими из этих обязанностей – не любят своих жен или не исполняют роль главы семьи, – а в ряде случаев эта роль не исполняется должным образом даже благочестивыми мужьями.

Одним из самых несостоятельных в этом отношении мужей был Ахав, взявший в жены хананейку Иезавель и позволивший ей ввести в Израиле поклонение Ваалу (3Цар.16:31–33). Ахав допустил также истребление женой Божьих пророков, а когда он огорчился отказом Навуфея отдать ему свой виноградник, Иезавель устроила убийство невинного Навуфея, чтобы завладеть этим виноградником (3Цар.18:4; 21). Хотя ни один благочестивый человек в Писании даже отдаленно не приближался к слабохарактерному и греховному поведению Ахава, потакавшего своей жене (и ни у кого не было такой злой жены), мужчины часто испытывали трудности в благочестивой жизни, особенно когда у них было в доме больше одной жены. Семейными трениями насыщен рассказ об Аврааме, Сарре и Агари. В нем Авраам представлен в довольно невыгодном свете как человек, пренебрегший своими обязанностями и не сумевший справиться с конфликтной ситуацией между своей женой и ее служанкой. В истории взаимоотношений Иакова, Лии и Рахили патриарх изображен отнюдь не благоразумным мужем, а отдающим предпочтение одной из жен в ущерб другой и создающим дополнительные трения в семье, в которой уже существовала эмоционально напряженная атмосфера из-за того, что жены были сестрами. Контрастом на этом фоне выглядят рассказы о Воозе и муже Марии Иосифе.

Помимо этих примеров благочестивых мужей, в Новом Завете представлен идеальный образ брака под водительством Христа. В Ефесянам заявляется, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:23). Брачные отношения заключаются в новые рамки со Христом, в которых муж и жена призываются выполнять свои супружеские обязанности по образцу взаимоотношений Христа с Церковью. Женщины наставляются повиноваться своим мужьям, а мужья – любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Такая любовь должна принимать форму самопожертвования, преданного служения, в котором «так должны мужья любить своих жен, как свои тела... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:28–29). Здесь мы видим образ брака, противоречащий греко-римским и иудейским идеалам того времени.

К другим чисто мужским семейным ролевым моделям относится положение сына и брата. В Древнем мире особо ценился идеал достойного сына, и намеки на это мы видим в некоторых конкретных притчах (Притч.10:1; 17:25; 23:15) в общей ориентации Книги Притчей на сына автора, а не на дочь. Старший сын (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА) в древней семье занимал привилегированное положение. Ярким примером значения, придававшегося первенцам мужского пола в древних культурах, служит десятая египетская казнь – истребление первенца в каждой семье было единственным бедствием, которое смогло убедить фараона отпустить израильтян из Египта.

Владельцы собственности. В Древнем мире собственность считалась принадлежностью семьи, и в этом отношении мужчина тоже имел преимущество. В Библии деньги и имущество отцов наследовали главным образом мужчины, хотя получать наследство могли и дочери, если не было сыновей (Чис.27:1–11). Но при передаче наследства мужчины не только пользовались преимуществами своего пола, но и сталкивались с завистью со стороны других наследников. Первородный сын занимал почетное место и имел приоритет перед своими братьями, наследуя двойную долю имущества отца. Такое положение желанно для любого мужчины, и в нескольких библейских рассказах отражается стремление занять и сохранить его. Одним из примеров борьбы за привилегии первенца служат Иаков и Исав: родители внимательно проследили, кто из близнецов появился на свет первым, но Иаков хитростью лишил своего брата наследства. Напряженные отношения между братьями достигли такой силы, что их конфликт стал предвестником вражды между образовавшимися от них народами – Израилем и Едомом.

Профессиональные занятия и общественное положение. В отличие от женщин, мужчины в Библии не связываются полностью с семейными отношениями. Вследствие проклятия, наложенного на мужчину после грехопадения, он нес двойную ответственность как важная фигура в семье и как труженик в поле в сочетании с посещением рыночной площади и общественных мест. В библейской культуре профессиональные занятия были довольно разнообразными и обычно исключительно мужскими. К числу наиболее распространенных профессий в Ветхом Завете относились пастухи, земледельцы и торговцы, но мы видим также царей и воинов. В Новом Завете к ним прибавились представители более городских ремесел и занятий, такие как рыбаки, делатели палаток, мытари и книжники. Чем бы человек ни занимался, от него требовалось проявлять усердие и старание и, вместе с тем, довольствоваться положением, в которое его поставил Бог, пусть даже подчиненным (Еф.6:5–10).

Помимо выполнения основных занятий, мужчины часто играли важную роль в общественной жизни, например, сидели у ворот как старейшины для обсуждения и оценки положения местных дел (Руф.4:1; Притч.31:23). Человек, сидевший у ворот, был олицетворением мудрости и общественного успеха. Занятия мужчин в общине носили обычно более публичный характер, чем женщин, и большинство «вождей» в Израиле были мужчинами.

Воины и цари. Древние культуры были, по существу, культурами воинов и, следовательно, в значительной степени мужскими. Именно такой мир показан в Ветхом Завете. Воин отличается, в первую очередь, физической силой, ловкостью, мужеством и умением пользоваться боевыми приемами. В ветхозаветную галерею таких личностей входят Иисус Навин и судьи Гофониил (Суд.3:7–11), Аод, Иеффай, Гедеон и Самсон. Давид, один из самых выдающихся героев Библии, тоже был воином. Все эти воины призывались Богом на защиту Израиля и наставлялись полагаться на Божью силу, а не на свою собственную. Из этих примеров вырисовывается образ благочестивого воина, нашедший выражение в яркой характеристике людей Саула как «храбрых, которых сердца коснулся Бог» (1Цар.10:26).

Образ мужчины как воина часто соотносится с образом царя. Порой царское достоинство служило наградой за военные победы, и цари вели свои воинства в битву. Цари занимали центральное место в жизни Израиля, ибо были для народа наглядным олицетворением власти, военной силы и закона. Как и в случае с другими мужскими ролевыми моделями, было бы неправомерно отделять их общественное значение от их духовных качеств. К числу характеристик хороших царей относятся послушание Богу, надежность и основательность во взаимоотношениях с иноземными народами, воинская доблесть, отвержение идолопоклонства и воздержание от чрезмерного обложения налогами или завоеваний с алчными намерениями. Лучшими и мудрейшими из царей были Давид и Соломон: у Давида сердце было расположено к Богу и военному руководству, а Соломон обладал мудростью и мастерски вел внешнюю политику. Большинство ветхозаветных царей впадали в идолопоклонство и творили зло, подтверждая тем самым общее представление, что мужчины (как и женщины) не добры и не злы сами по себе. Они просто обладают потенциалом для совершения добра или зла.

Мужчины как возлюбленные. В Библии мужчины выступают и в роли возлюбленных. Хотя брак Исаака был устроен без его участия, он любил свою жену, ставшую для него утешением после смерти матери (Быт.24:67). Когда он поселился на земле Авимелеха и солгал, что Ревекка – его сестра, Авимелех понял, что Ревекка на самом деле была его женой, увидев, как Исаак ласкает ее (Быт.26:8). Классическим возлюбленным среди патриархов был Иаков, полюбивший свою двоюродную сестру красавицу Рахиль с первого взгляда. Потом он работал семь лет, чтобы добиться ее руки, и эти семь лет «показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20). Соломон в Песни песней тоже предстает пылким возлюбленным, называющим свою невесту «лилией между тернами» и не прекращающим восхищенно описывать все стороны ее личности. Хотя примеры таких мужчин в Библии встречаются редко, они свидетельствуют о понимании значения и силы романтической страсти, которую мужчины испытывают к женщинам.

В соответствии с библейским взглядом, согласно которому Божьи дары не бывают изначально ни благими, ни дурными, а становятся таковыми в зависимости от нравственного и духовного использования их человеком, мы видим также примеры мужчин, которых романтическая половая страсть приводит ко греху. Одна из величайших человеческих слабостей, по мнению автора Притчей, заключается в тенденции сбиваться с пути под влиянием похотливых желаний женщин. Книга Притчей изобилует увещеваниями молодых людей избегать соблазнов этих распущенных женщин и прелюбодеек и утешаться женой своей юности. Тем не менее даже лучшие из мужчин в Библии проявляли слабость, порождавшуюся половым влечением. Ярким примером человека, падшего в результате своей страсти к женщине, служит Давид. Его сын Амнон поддался аналогичной слабости, приведшей его к изнасилованию своей единокровной сестры Фамари. Не лучше выглядит и царь Соломон: хотя он никогда не совершал прелюбодеяния, как его отец, тем не менее, вопреки заповеди Господа, он взял в жены множество иноземных женщин и позволил им отвратить свое сердце от Бога. Еще одним примером человека, одураченного женщиной, служит Самсон: под влиянием страсти к Далиде он доверил секрет своей силы врагам, филистимлянам. В Новом Завете Ирод получил такое удовольствие от танца дочери Иродиады, что дал безрассудное обещание исполнить все, чего она ни попросит, и она попросила голову Иоанна Крестителя (Мф.14:1–12).

Нечестивые мужчины. В Библии мужчины, как и женщины, могли быть либо очень хорошими, либо очень плохими. Занимая видное место среди библейских героев и святых, мужчины, в то же время, во множестве представлены в категориях злодеев и грешников. В нравственном отношении мужчины не хуже женщин, но они проявляют склонность к некоторым мужским порокам. Хотя родовой термин человек относится к обоим полам, предостережения против некоторых неблаговидных действий связываются в воображении прежде всего с мужчинами.

В Притчах, например, содержатся увещевания избегать дурных компаний, насилия, попоек и лености. В Библии встречается множество примеров «нечестивых» или безрассудных людей. Среди них – порочные жители Содома и Гоморры, требовавшие вывести ангелов, пришедших к Лоту, чтобы они познали их. Люди, надругавшиеся над наложницей левита до смерти, также названы «развратными» (Суд.19:22). Аналогичная характеристика относится к людям Давида, которые из жадности не хотели делиться трофеями с воинами, оставшимися у обоза (1Цар.30:22). Навал запомнился как человек «жестокий и злой нравом» в противоположность своей жене Авигее, которая была «весьма умной и красивой лицом» (1Цар.25:3). Мужчины легко поддаются также соблазну слишком полагаться на свое богатство или свою силу. Примером тому служит царь Озия: приобретя большую военную силу и славу, он возгордился (2Пар.26:18). Итак, к грехам, которым особенно подвержены мужчины, Библия причисляет алчность, жажду власти, похоть и склонность к лености или легкомысленным развлечениям.

Религиозные ролевые модели. Хотя в Библии женщины порой исполняют те же религиозные обязанности, что и мужчины, в подавляющем большинстве случаев эти функции принадлежат мужчинам. Ветхозаветный священнический класс состоит из мужчин – сынов Аарона (см. СВЯЩЕННИК). Пророки тоже преимущественно мужчины (ср. Лк.2:36; Деян.2:17; 21:8–9), и в еще в большей степени это относится к книжникам. Двенадцать учеников Иисуса были мужчинами, хотя среди Его ближайших последователей мы видим и женщин (напр., Лк.8:1–3; 23:49). В Книге Деяний и в посланиях в роли ведущих миссионерских фигур выступают мужчины, но и там встречаются любопытные упоминания о женщинах, участвующих в миссионерской работе (напр., Прискилла: Деян.18:2, 18–19, 26; Рим.16:3, 19; 2Тим.4:19). Как в Ветхом, так и в Новом Заветах функцию старейшин выполняли мужчины. Хотя диаконами были как мужчины, так и женщины (или диакониссами, как в Рим.16:1), из требований, предъявляемым в Новом Завете к претендентам на занятие церковных должностей, складывается общее впечатление движения в сторону мужского руководства (1Кор.11:3–16; 14:33–36; 1Тим.3:1–13; Тит.1:5–9), тогда как женщины сосредоточивались на том, что можно условно назвать служением сострадания (1Тим.5:9–14). Рассказы о проповедниках тоже свидетельствуют об их мужском составе.

См. также: ГОЛОВА; ЖЕНЩИНА; МУЖ; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; СЫН; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle