Мужество
(Courage)
В Библии показано множество примеров мужества. В этом нет ничего удивительного, ибо Библия повествует о простых людях, совершающих великие дела с Божьей помощью. Образы мужества столь же разнообразны, как и великие дела, прославляемые в библейском каноне.
Словесные образы, связанные с мужеством, особенно богаты и выразительны в Ветхом Завете. В библейском еврейском языке используется множество идиом, лишь немногие из которых можно с достаточной точностью перевести на русский язык. Одним из распространенных выражений понятия мужества служит слово сердце. Такое представление можно соотнести с английским словом courage (мужество), которое происходит от латинского cor («сердце»). Слова «самый отважный из храбрых» (Ам.2:16) буквально означают «сильный сердцем». Потерять сердце значит потерять мужество. Это может выражаться по-разному: сердце «угасает» (Быт.42:28 {«смутилось сердце»}), «падает» (1Цар.17:32 {«упадет духом»}), «расслабляется» (Иов.23:16), «покидает» (Иер.4:9 {«замрет»}) или «тает» (Иез.21:7). В еврейских идиомах мужество связывается также с руками и коленями. Обретение или потеря мужества выражаются в образах крепких или опустившихся рук, крепких или согнутых колен (2Цар.16:21; Иов.4:4; Ис.13:7; Иез.7:17).
Одна из характерных черт при описании мужественных поступков заключается в тесной связи между проявлением мужества и надеждой на успех. За исключением, пожалуй, плача Давида по Саулу и Ионафану (2Цар.1:19–27), библейские авторы никогда не изображают мужество как непреклонную стойкость перед лицом поражения. Наоборот, неоднократные призывы быть «твердыми и мужественными» основываются на Божьем обетовании успеха (Втор.31:6; Нав.1:6–9; Суд.7:9–15; 2Пар.32:7; Агг.2:4; Деян.27:22).
Во многих библейских драматических рассказах показывается, как действовали люди, полагавшиеся на обещание Бога дать им победу на поле боя, перед лицом подавляющего численного превосходства. В рассказах о таких персонажах, как Иаиль (Суд.4:17–21), Гедеон (Суд.7:1–25), Ионафан и его оруженосец (1Цар.14:1–14), Давид в единоборстве с Голиафом (1Цар.17:1–54), Иосафат (2Пар.20:1–30) и Езекия (2Пар.32:1–23), Божьи люди, несмотря на свои малые силы, шли на врага с верой, что их слабость компенсируется Божьей силой. Эти рассказы о храбрости в битве способствовали формированию самосознания ранней церкви. Павел, в частности, использовал образы воинского мужества для метафорического изображения своего собственного служения (2Кор.10:1–6) и служения церкви в целом (Еф.6:10–20).
Поскольку положению человека в значительной степени присущи слабость и сокрушенность, послушание Богу может в разного рода ситуациях требовать мужества. Такие женщины, как Руфь (Руф.3:1–7), Авигея (1Цар.25:14–31) и Есфирь (Есф.4:10–5:2) подвергали себя лично большому риску, ходатайствуя за других. Масштабы задачи по строительству храма предоставили возможность для проявления мужества (1Пар.22:13; 28:10), а при строительстве второго храма задача усложнилась сопротивлением и тяжелыми условиями жизни вернувшихся из плена (Зах.8:9, 13).
Ранняя церковь, следуя примеру мужества пророков, противостоявших царям (2Цар.12:1–14; 3Цар.18:16–46; 22:1–28; Ис.7:1–25; Иер.36:1–32), искала и получала помощь Святого Духа для смелого провозглашения Благой Вести в любых ситуациях (Деян.4:29; 13:46; 18:26; Еф.6:19; Флп. 1:14; 1Сол. 2:2).
Иисус перешел все возможные границы человеческого мужества, приняв смерть не за праведников, а за грешников (Рим.5:6–8). В проявленном Христом мужестве автор Послания к евреям видел внутреннюю динамику, которая движет людьми, обладающими библейской верой. Христианская жизнь, по его словам, характеризуется «дерзновением», «упованием», или мужеством (Евр.3:6; 4:16; 10:19, 35). В Евр.11 перечислены великие герои веры, которые «не оставили упования» (Евр.10:35), потому что они не сомневались в ожидающем их рано или поздно вознаграждении за веру (Евр.11:6, 13–16). Наивысший пример – Иисус, «совершитель» мужества веры. Претерпевший крест (Евр.12:2–3) являет собой модель, которой должны подражать «ослабевающие душами». Вдохновив читателей рассматривать свои страдания в качестве знамения того, что они, как и Иисус, стали сынами Божьими (Евр.12:5–11), автор заканчивает увещеванием «укреплять опустившиеся руки и ослабевшие колена» (Евр.12:12). Эти слова, явно заимствованные из Ис.35:3–4, представляют собой призыв вновь обрести мужество.
См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ВЕРА; ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ; ДРОЖЬ, СОДРОГАНИЕ, ТРЕПЕТ; ОХОТА; СЕРДЦЕ; СМЕЛОСТЬ; УПОВАНИЕ.