Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Дрожь, содрогание, трепет

(Trembling, shaking)

В Библии часто используется образ дрожи или содрогания для описания сильного страха, ужаса или паники, которые охватывают людей, когда они внезапно понимают, что их жизнь в опасности. Это одновременно физическая и эмоциональная реакция на скорбь, страдание или утрату. Обычно такую дрожь вызывают вести о приближении армии или грядущем военном поражении (Исх.15:14; Втор.2:25; 2Цар.22:46; Ис.14:16; 41:5; Иер.49:21; 50:46; Иез.26:16; 32:10; Ос.10:3; Наум.2:10).

Упоминания о содрогании природы или врагов – общая особенность древних ближневосточных рассказов о сражениях. Часто в этих рассказах воины-цари, божества или люди, изображены как потрясающие землю и устрашающие неприятеля своим боевым кличем. Подобным образом, откровение Бога о Себе как о могущественном Небесном Воителе вызывает массовый ужас, часто в космическом масштабе. У горы Синай, когда Господь явил Себя как победоносного Воина, претендующего на верность народа, избавленного Им от рабства, Его устрашающее появление заставило гору и израильтян дрожать от ужаса (Исх.19:16–18; Евр.12:21).

На протяжении всей ранней истории Израиля Бог вмешивался в сражения, поражая врага ужасом и паникой. В 1Цар.14:15 описан один такой случай: «И произошел ужас [содрогание] в стане... дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа». Согласно еврейским поэтам, появление Небесного Воителя в буре вызывает содрогание земли (Суд.5:4; 2Цар.22:8; Пс.17:8; 28:8; 76:19; 96:4; 103:32; 113:7; Ис.13:13; 19:1; 24:18–19; Иоил.2:10; 3:16; Авв.3:7) и ее обитателей (Ис.19:16; 33:14; 64:2; Иоил.2:1) в предощущении Божьего суда. Горы, которые казались прочными и неподвижными, сотрясаются перед Ним (Пс.28:6; 113:6). Неуправляемые воды хаоса, символизирующие земные силы, противостоящие Богу, трепещут от Его вида (Пс.76:17). Он сотрясает даже небесные тела, которые кажутся прикрепленными к своим орбитам (Ис.13:13).

Не только откровение Бога о Себе как о Воителе заставляет людей дрожать перед Ним. Его пророки часто бывали устрашены, когда Он являл им Свое присутствие или слово. Моисей дрожал перед горящим кустом, когда понял, что говорит с Богом патриархов (Деян.7:32). Когда Господь велел Иеремии проповедовать, все тело пророка содрогнулось, так как он понял ужасные последствия этого для своего греховного поколения (Иер.23:9). Видение, в котором Даниилу явился светящийся человек в льняном одеянии, лишило пророка сил и заставило дрожать перед ангелом (Дан.10:10–11). Даже стоявшие рядом люди, хоть ничего и не видели, устрашились и убежали (Дан.10:7). Пророк Аввакум, получив от Господа видение о грядущем суде, почувствовал, что у него дрожат ноги, так как яркие видения Божьего могущества и гнева эмоционально потрясли его (Авв.3:16). Дрожь, вызванная страхом, часто указывает на смирение и подчинение. В Пс.2 непокорных царей земли призывают подчиниться власти Бога с искренним страхом и трепетом (Пс.2:11). Когда общество после изгнания послушало чтение Слова Божьего и поняло, что, вступая в брак с иноземками, они нарушали закон, народ содрогнулся от страха и решил следовать Божьим заповедям (Езд.9:4; 10:3, 9). Апостол Павел призывает филиппийских христиан проявить кротость и «совершать свое спасение» «со страхом и трепетом» (Флп.2:12). Господь ценит тех, кто смиренно дрожит перед словом Его, и благосклонен к ним (Ис.66:2). Такой отклик – единственный верный, ибо Он – Владыка и Творец всего (Иер.5:22; Дан.6:26). Святость, гнев и благость Бога по отношению к Его народу должны переполнять людей таким благоговением, смирением и благодарностью, что они должны трепетать перед Ним (Иер.33:9; Ос.11:10).

См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ВРАГ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; СТРАХ; СТРАХ БОЖИЙ .


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle