Дрожжи, закваска
(Leaven, leavening)
Закваска, известная с доисторических времен, представляет собой тот или иной химический реагент, применяемый для поднятия теста в результате процесса брожения. Самый распространенный среди них – дрожжи, грибок, вызывающий брожение углеводов. Они применяются также в пивоварении, виноделии и производстве спирта. Плесень распространена на растениях и на почве.
Дрожжевой хлеб входил в обычный рацион питания древних израильтян (Ос.7:4). Но во многих местах говорится о недопустимости использования закваски в различного рода религиозных обрядах. В указаниях относительно пасхи, например, подчеркивается, что дрожжевой хлеб нельзя есть в течение семи полных дней (Исх.12:15). Более того, в это время закваску нельзя было держать в домах израильтян (Исх.12:19) и даже в пределах всего народа (Исх.13:7; Втор.16:4). Соблюдение этого обычая должно было помочь последующим поколениям сохранить память о Божьем освобождении и быстром исходе из Египта (Исх.12:34, 39). В более поздних наставлениях запрещалось сочетать закваску со многими жертвоприношениями (Исх.34:25; Лев.2:11; 6:17). С другой стороны, в жертве мирной использовался заквашенный хлеб (Лев.7:13), а приношение первых плодов жатвы состояло из двух хлебов, испеченных из дрожжевого теста (Лев.23:17). Это служило выражением радости по поводу Божьего обеспечения.
Физическое явление проникновения и умножения дрожжевых грибков служило основанием для символического использования образа закваски или дрожжей. Смысл мог быть как положительным, так и отрицательным. Одна из притчей Иисуса о росте Царства основывалась на понимании невидимого, но всепроникающего воздействия, которое дрожжи оказывают на большие массы теста (Мф.13:33; Лк.13:20–21). Это положительный образ: послание о Царстве постепенно распространится во всем мире. Но в большинстве случаев в образе проникновения выражается отрицательный смысл, и это, возможно, служит основанием заповедей не использовать закваску в хлебе при принесении жертв. Поклонение истинному Богу нельзя смешивать с другими богами или религиями. Незаквашенный хлеб символизировал требование чистоты поклонения.
Иисус считал богословские учения некоторых иудейских современников потенциально опасными для Своих учеников. Например, Он не раз предупреждал Своих последователей о необходимости беречься закваски фарисейской, саддукейской или Иродовой (Мф.16:6, 11; Мк.8:15). Ученики недоумевали, о чем идет речь, но Матфей дал ясно понять, что Иисус имел в виду учение фарисеев и саддукеев (Мф.16:12), названное также лицемерием (Лк.12:1). Павел тоже использовал мысль о способности закваски пропитать все тесто для предупреждения коринфян о потенциально разрушительных последствиях неисповеданного греха в Коринфской церкви (1Кор.5:6; ср. Гал.5:9). Изгнание греха из их церкви сравнивалось с удалением закваски при подготовке израильтян к пасхе. Коринфянам надо было стать «новым тестом» без закваски, которым, в сущности, они и были (1Кор.5:7): «опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).
См. также: ВЫПЕЧКА ХЛЕБА; ГРЕХ; ХЛЕБ.