Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Выпечка хлеба

(Baking)

Выпечка хлеба показана в Библии как одно из основных занятий в домашнем хозяйстве, наблюдая за которыми мы погружаемся в мир повседневной жизни. Будучи одним из выражений Гостеприимства и частью обрядов богослужения, она также приобретает символический смысл и играет роль полновесной метафоры.

Выпечка хорошего хлеба – неизменный атрибут гостеприимства. «Поскорее, – сказал Авраам Сарре, – замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы» (Быт.18:6). Изготовление выпечки служило свидетельством радушия при встрече со служителями Господа. Авигея привезла Давиду двести хлебов (1Цар.25:18). Илию и Елисея кормили женщины, независимо от имевшихся у них возможностей (3Цар.17:13–14; 4Цар.4:8). Готовностью послужить другим работой своих рук эти женщины свидетельствовали, что домашнее хозяйство имеет не только мирское, но и духовное значение. Возможности для такого служения предоставляет Сам Господь – вдова из Сарепты видела, что «мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало», пока Господь снова не послал дождь (3Цар.17:16). С другой стороны, одним из проклятий за неповиновение закону было лишение возможностей для нормальной выпечки хлеба: «... десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи» (Лев.26:26).

Хлеб не только служил символом гостеприимства, но и использовался для достижения эгоистических целей. Два показанных в Библии обмана выглядят еще более предосудительными из-за того, что для их осуществления использовался испеченный хлеб. Иаков предложил своему брату Исаву хлеб и чечевичную похлебку, чтобы побудить его отказаться от права на Первородство (Быт.25:34). Фамарь испекла лепешки для своего больного брата, но Амнон надругался над ее милосердием и изнасиловал ее (2Цар.13:1–22).

В обрядах богослужения особенности выпечки хлеба приобретают религиозное значение. Торопясь покинуть Египет, «понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло» (Исх.12:34). В воспоминание об этом израильтяне получили указание готовить для праздника пасхи пресный хлеб (Исх.12:8; см. ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА). В данных им наставлениях относительно принесения жертв Господу в храме часто фигурируют также пресные хлебы и пресные лепешки (напр., Лев. 2:4: «Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем»). В данном случае запрет использования дрожжей служит как бы указанием на путь освобождения от греха, – путь следования которому Бог требует от Своего народа.

В то же время на праздник седмиц надо было готовить два кислых хлеба на дрожжах «как первый плод Господу» (Лев.23:17). Полнота дрожжевых хлебов символизировала, возможно, полноту жатвы. Выпечке хлеба для богослужения в храме придавалось такое значение, что одному левиту «вверено было приготовляемое на сковородах» (1Пар.9:31).

В Новом Завете о выпечке хлеба говорится меньше, зато много говорится о закваске. В одном случае Иисус представил закваску в положительном свете, заявив, что «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33). В этой притче выражена идея о постепенном и обильном поднятии заквашенного теста – столь же медленно и уверенно развивается Царство Божье.

В других случаях образ закваски используется для придания абсолютно отрицательного смысла: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:5–12). Имеется в виду свойство дрожжей проникать во все поры теста. Своей способностью разносить заразу в сообществе веры лжеучения походят на закваску. Здесь мы видим, по крайней мере, отзвук требования святости, выражавшегося в ветхозаветных предписаниях против использования дрожжей. В Новом Завете Павел призывает нас «праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).

См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО; ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ХЛЕБ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle