Хлеб
(Bread)
Хлеб из пшеницы или ячменя был в библейские времена одним из основных продуктов питания. Его значение (в Сир. 29:24 он назван «главной потребностью для жизни») явствует из слов «хлебная опора» (Иез.5:16; 14:13), в которых выражается мысль, что хлеб дает человеку возможность ходить. Это настолько очевидно, что под хлебом часто понимается просто «пища», и такое употребление этого слова сохраняется в современных переводах. Выражение «не одним хлебом» (Втор.8:3) означает «не одной пищей» (ср. Быт.3:19; Чис. 21:5; Лк.15:17).
Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Он был одним из приношений Господу (Исх.29:2; Лев. 2:4–16). Законом устанавливалось также, чтобы на столе перед Святым-святых всегда лежали двенадцать свежих хлебов (так называемых «хлебов предложения», Исх.25:30; 1Пар.9:32; Евр.9:1–5). Кроме того, по ветхозаветному закону, на пасху предписывалось есть пресный хлеб (Исх.12:1–28).
Хлеб как дар. Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства (Быт.14:18). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба (Мк.6:8). Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание.
Но прежде всего хлеб – это Божий дар. Ибо именно Бог исполняет благ алчущих (Лк.1:53). Поэтому за хлеб возносят благодарение (Лк.9:16). Хлеб производится человеком – человеческими руками готовится тесто (Мф.13:33) и выпекается сам хлеб (Ис.44:19), – однако тесто невозможно приготовить, если нет зерна, а зерно невозможно вырастить, если нет дождя, который посылает Бог (Мф.5:45). Библейские представления находят выражение в традиционной еврейской молитве: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, сотворивший плод земли».
Тот факт, что Бог дает хлеб в буквальном смысле, показан в нескольких знаменательных рассказах о чудесах. Ходившие по пустыне и оголодавшие израильтяне нашли на земле манну, то есть «хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх.16:15; ср. Пс.77:25). Когда Елисею не хватало хлеба, чтобы накормить сто голодных людей, Господь сказал: «Насытятся и останется». И действительно, люди наелись, и еще осталось (4Цар.4:42–44). Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем (Мк.6:30–44; 8:1–10) – эти действия служат примером божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.
Хлеб причащения тоже понимается как Божий дар. На тайной вечере Иисус взял хлеб, благословил, преломил его и дал ученикам (Мк.14:22). В данном случае предложение хлеба означало, что Иисус отдает Себя в жертву ради других, то есть образ хлеба символизирует жертвоприношение Сына Божьего.
Эсхатологический хлеб. Если хлеб – Божий дар в настоящем, то он тем более будет Божьим даром, когда Его Царство достигнет полноты. Поводом для рассказа Иисусом притчи о великом пире (Лк.14:16–24) послужили слова некоего человека: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк.14:15). В ней имеется в виду эсхатологический пир (Ис.25:6–8; Откр.19:9), как и в словах Иисуса в конце вечери Господней: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк.14:25).
С этим связано интригующее обетование в Откр.2:17: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну». Имеется ли в виду образ манны, снова спускающейся с неба (как во 2 Апок. Вар. 29:8), или возвращение золотого сосуда с манной, хранившегося в храме (Евр.9:4) – по еврейскому преданию сосуды храма были не вывезены, а спрятаны (2 Апок. Вар. 6:1–10), – не ясно. Во всяком случае, святым было дано эсхатологическое обетование, что они получат «хлеб с неба» (Неем.9:15). Бог ответит на нужды Своего народа.
Молитва Господня. Иисус учил Своих последователей молиться за «хлеб насущный (epiousios)». В этом выражении заключен глубокий смысл. Его арамейское (предположительно) происхождение, без сомнения, связано со словами в Исх.16:4 о манне: «Пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день». Если это так, значит, в молитве выражается просьба к Богу питать народ сейчас (epiousios означает «на следующий день» в смысле «сегодня»), как Он делал это раньше. Но, учитывая, что, во-первых, «следующий день» можно понимать в эсхатологическом смысле (ср. «день Господень»), во-вторых, что манна рассматривалась как хлеб, и, в-третьих, что ниспослание манны Богом ожидалось и в конце подобно тому, как Он посылал ее в начале, многие полагали, что слова Иисуса относятся к хлебу эсхатона (напр., в «Евангелии евреев» по Иерониму).
Нет нужды противопоставлять одно истолкование другому. Иисус и Его первые последователи, без сомнения, рассматривали хлеб на Его столе одновременно как дар Божий и как символ Божьего эсхатологического провидения о святых. То же самое можно сказать о хлебе на вечере Господней, и вполне оправданно, что экзегетика постоянно связывает четвертую строку молитвы Господней с евхаристией. Таким образом, слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день» напоминают одновременно о четырех вещах – о манне в пустыне, о Божьей милосердной власти в настоящем, об евхаристии и об эсхатологическом будущем.
Хлеб как метафора. Образ хлеба иногда используется в метафорическом смысле. В Чис. 14:9 Иисус Навин обратился к Израилю с призывом: «Не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало; а с нами Господь, не бойтесь их». Иными словами, победить хананеев так же легко, как съесть хлеб. В Ис.55:2 внимательное отношение к слову Господа сравнивается с вкушением хлеба. Тот же самый образ показан в Притч.9:5, где Премудрость приглашает: «Идите, ешьте хлеб мой». Вполне понятно, почему в последующей иудейской традиции хлеб и манна стали символами Торы (Mek. on Исх.13:17).
Наиболее яркий метафорический образ хлеба мы видим в Ин.6. Здесь Иисус называет Себя «хлебом жизни» (Ин.6:35; ср. Ин.6:33, 41, 48, 51). Этот образ вполне уместен, поскольку в Ин.6 соединяются все основные библейские темы, связанные с хлебом. Хлеб с неба показан как дар свыше: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6:32). Умножение Иисусом хлебов и рыб, напоминающее аналогичное чудо, совершенное Елисеем (4Цар.4:42–44), сравнивается с ниспосланием манны в пустыне (Ин.6:31–34, 49–51). Иисус дает хлеб в настоящем (Ин.6:35, 47), но хлеб означает также вечную жизнь (Ин.6:27, 40). Наконец, Иисус связывает Себя с истинным хлебом евхаристии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).
В заключение следует упомянуть о названии Вифлеем, означающем буквально «дом хлеба, город хлеба». В этом выражается очевидная символика: Бог, предоставивший хлеб в пустыне и пославший Сына как спасительный хлеб с неба, предопределил, что Христос родится в городе хлеба.
Заключение. Хлеб – один из многих библейских образов, в котором на протяжении всего канона Священного Писания показываются как бы в миниатюре история спасения и библейское учение. Узловые моменты в этой схеме – хлеб как основной продукт питания для поддержания жизни, предоставляемый всем людям по Божьему провидению, чудесное сохранение жизни Божьего избранного народа в странствии по пустыне во время исхода, духовная реальность веры во Христа и Его искупительную смерть, участие в грядущем эсхатологическом мессианском пире.
См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО; ЕДА, ПИТАНИЕ; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; МАННА; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПШЕНИЦА; СТОЛ; УЖИН, ВЕЧЕРЯ.
Библиография:
Е. М. Yamauchi, «The Daily Bread Motif in Antiquity», WTJ 27 (1964–1965) 145–156.