Стол
(Table)
Столы играют важную роль в повседневной жизни Библии, выполняя домашние, церемониальные и деловые или торговые функции. Стол символизирует общение людей друг с другом и с Богом за едой и за выполнением обрядов вокруг стола. В конце Иисус обещает Своим ученикам последнее благословение – место «за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк.22:30).
Столы для еды. В древнейшие ветхозаветные времена «стол» часто представлял собой шкуру животного, расстеленную на полу шатра или на земле (см. Ис.21:5), а обладание деревянным столом и возможностью принимать гостей с большим количеством пищи были признаками богатства. Но к новозаветным временам даже у простых людей были столы, вокруг которых они ели. Библейские упоминания о столах иногда представляют собой наличие определенных глаголов, предполагающих присутствие стола, как в 1Цар.20:5, где глагол yasab («сидеть») правильно переводится как «сидеть за столом» («обедать с царем», N1V; «восседать с царем за трапезой», NRSV {«сидеть с царем за столом»}; смотри также Быт.43:32–34; 4Цар.25:29). В Новом Завете глагол «возлежать» указывает на присутствие за столом. На формальных трапезах мужчины возлежали (опираясь на левый локоть, а правая рука оставалась свободной для еды) на низких лежанках вокруг U-образного стола; женщины и слуги прислуживали внутри стола.
Обычаи и манеры. Приглашение разделить трапезу с кем-то было признаком дружбы (Пс.127:3; Лк.14:10), гостеприимства и почета, этого требовал и обычай странноприимства (Быт.18:1–5; Суд.13:15). В истории Иосифа есть сцена за столом, в которой видны некоторые основные особенности древнего ближневосточного обычая: люди разного этнического происхождения ели за разными столами; люди отказывались есть рядом с теми, кого считали недостойными или нечистыми; места за столом зависели от ранга гостя и его отношений с хозяином; еды было в изобилии, причем большая ее часть доставалась наиболее почетным гостям (Быт.43:31–34). Оскорбить хозяина или убить или предать того, с кем делил пищу, было вопиющим примером предательства и утраты дружеского расположения (Пс.40:10; Дан.11:27; Лк.22:21).
Царский стол. Обедать за столом царя было почетно; это означало, что человек пользуется его благосклонностью, защитой, разделяет процветание и могущество царя (2Цар.9:7–13; 19:28; 3Цар.2:7). Отказ от царского приглашения – оскорбление для царя (1Цар.20:29; Есф.1:12). Не быть допущенным за царский стол и быть вынужденным «собирать крохи» – символ унижения и поражения (Суд.1:7; используется в переносном смысле в Иез.39:20 и Мф.15:21–28). Количество и роскошь блюд и напитков за столом правителя – признак богатства и власти и, в конечном итоге, Божьего благословения (3Цар.4:27; 10:5; 2Пар.9:4; Неем.5:18).
Полный стол: благословение или упадок. По сути стол, полный еды, указывает на Божье благословение и провиденческую заботу, это свидетельство шалома, мирной Справедливости Бога (Неем.5:18; Иов.36:16; Пс.22:5; 77:19). Стол, полный кошерной пищи, окруженный ритуально чистыми, праведными людьми, с которыми вы делите ее, – воплощенное благо (напр., Пс.127). С другой стороны, несправедливость царя, народа или отдельного человека может выразиться в образе переполненного пищей стола, в то время как бедняки страдают от голода (Ис.28:8; см. БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА).
Церемониальные столы. И Скиния (шатер собрания), и храм включали в свое убранство столы. На столе хлебов предложения находился специальный обрядовый хлеб, символизирующий присутствие Бога (скиния: Исх.25:23–30; 31:8; 37:10–16; 39:36; 40:4, 22–23; Лев. 24:6; Чис. 4:7; храм: 3Цар.7:48; 1Пар.28:16; 2Пар.4:19; 13:11; 29:18; Евр.9:2). Соломон велел изготовить для своего храма десять столов (2Пар.4:8), согласно инструкциям Давида (1Пар.28:16). Иезекииль описывает деревянный «жертвенник» или «стол» из своего видения о новом храме (Иез.41:22 {«трапеза»}) и упоминает всего двенадцать столов, восемь из которых служат для заклания жертв (Иез.40:39–41), а четыре, высеченные из камня, – для хранения орудий и мяса, предлагаемого в жертву Богу (Иез.40:42–43). Приближаться к этим столам и пользоваться ими могли только ритуально чистые священники (левиты, Иез.44:16). «Стол Господень» в Ветхом Завете – это стол для жертвы всесожжения.
Малахия осуждает в своих пророчествах людей, которые цинично и равнодушно относятся к поклонению, принося нечистые, неподобающие жертвы; он говорит, что они не уважают «трапезу Господню [стол]» (Мал.1:7, 12).
Идолопоклонство и истинное поклонение. В отличие от священных столов для поклонения в скинии и храме, столы и жертвенники, используемые для идолопоклонства (Ис.65:11; Иер.17:2; 1Кор.10:21), стали символами Божьего отсутствия или неудовольствия, нечистоты и нечестности и тщетности поклонения идолам. Пророки ложного бога Ваала «питались от стола Иезавели» (3Цар.18:19; вероятно, эта фраза указывает на царское жалование или питание за царский счет). Павел предупреждает, что жертвоприношения идолам «приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20), противопоставляя благое и святое использование «трапезы Господней» для вечери Господней «трапезе бесовской» (столу идолопоклонников). «Трапеза Господня» стала обозначением практики Вечери Господней и пищи, которую там вкушали, а также осуществляемого там подлинно христианского общения.
Служение за столом. Иисус значительную часть Своего служения и учения провел за столом (Мф.26:7; Лк.5:29–32; 7:36–50; 14:1–24), и фарисеи критиковали Его за то, что Он ест с мытарями и грешниками, так как это означало признание Иисусом тех, кто обычно считался недостойным трапезы с добродетельными людьми. Готовность отказаться от личных заслуг и служить за столом, подобно женщинам и слугам, – центральная идея учения Иисуса, обращенного к ученикам/последователям: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк.22:27). Соответственно, «пещись о столах» (Деян.6:2) в буквальном и метафорическом смысле означает работу и служение диакона. Руководитель христианской церкви, в отличие от ветхозаветного царя или богатого человека, прислуживает за столом и разделяет трапезу с людьми любого ранга – не только с равными или более высокими по статусу.
Царский стол: благословение и суд. Обетования Иисуса, касающиеся эсхатологического царства, связаны с образом стола, обозначающего окончательные благословения и принадлежность Богу, но также и последний суд над неверующими, отказавшимися от Его приглашения. Он говорит Своим ученикам: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк.22:28–30).
См. также: БОГ КАК ХОЗЯИН; ГОСТЕПРИИМСТВО; ГОСТЬ; ЕДА, ПИТАНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ПИР; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ТРАПЕЗА; УЖИН, ВЕЧЕРЯ.