Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Столб, столп

(Pillar)

Столбы, о которых в Библии упоминается свыше сотни раз, без сомнения, занимали видное место в библейском мире. В подавляющем большинстве случаев упоминания о столбах относятся к необычным, а не привычным местам, и они играют в Библии скорее символическую, чем архитектурную роль. Чаще всего столбы связываются со святыми местами (описания скинии и храма изобилуют упоминаниями о столбах) и, во вторую очередь, – с памятниками.

В Библии упоминаются два вида столбов – столбы, служащие опорами зданий, и столбы, стоящие сами по себе. Последние часто бывали большими камнями, воздвигнутыми, чтобы обозначить какое-то место. Они могли служить памятниками для привлечения внимания прохожих к знаменательному месту, как, например, памятник, который Иаков поставил над гробом Рахили (Быт.35:20). Тот же Иаков установил камень, на котором лежал в Вефиле, в качестве памятника и помазал его как свидетельство своей встречи с Богом (Быт.28:18; ср. Быт.31:13; 35:14). Значение камня как свидетельства более ясно выражается в других отрывках, где памятники устанавливаются в знак заключения завета (Быт.31:44–48; Исх.24:4; Нав.24:26–27). Вариантом темы столба как памятника служит соляной столп, в который превратилась жена Лота (Быт.19:26), на что указал Иисус в известном афоризме (Лк.17:32).

К разряду свободно стоящих и не выполняющих роль опоры относятся и некоторые столбы, о которых упоминается в связи с религией. Перед притвором храма Соломона стояли два медных столба, называвшиеся Иахин и Воаз (3Цар.7:15–22; Иер.52:21–23). Символическая функция этих огромных великолепных воротных столбов заключалась, по-видимому, в демонстрации, что Господь вошел через эти ворота в храм и пребывает со Своим народом. Кроме того, эти не несущие нагрузки монолиты своими размерами и массой символизировали величие и неизменность Бога, и, стоя рядом с ними, верующие сознавали свою незначительность.

Значение столбов как опор зданий хорошо показано в рассказе о последнем подвиге Самсона, в котором языческий храм рухнул, когда Самсон сдвинул с места два средних столба (Суд.16:23–30). Но даже в этой истории столбы выполняли не только архитектурную функцию, поскольку в хананейских святилищах обычно возводились один или несколько столбов в сакральных целях. Архитектурную функцию столбы выполняли и в древних космологических представлениях. Как большим зданиям для опоры требуются столбы, так и земля и небо рисуются опирающимися на столбы (1Цар.2:8; Иов.9:6; 26:11).

Если обратиться к особым случаям, в которых столбы фигурируют в Библии, метафорический смысл будет еще более выразительным. В Пс.143:12 царь-поэт молится: «Да будут... дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах». Это образ блистательной красоты, привлекательности и великолепия. Столь же выразительна картина дома Премудрости с «семью столбами» (Притч.9:1). Здесь столбы тоже ассоциируются с красотой и надежностью, а число «семь» придает ореол совершенства и полноты.

Два ярких метафорических образа архитектурных столбов связаны со столбами как опорами храма. В Гал.2:9 Павел говорит о трех лидерах иерусалимской церкви – Иакове, брате Господнем, Петре и Иоанне – как о «почитаемых столпами». Это не просто пример привычного использования метафоры в отношении человека, поддерживающего других людей или организацию; в этом образе выражается понимание христианского сообщества как нового храма, в котором присутствует Бог. По аналогии с христианами как камнями, из которых строится храм (1Пет.2:5), а также апостолами и пророками как Основанием здания (Еф.2:20), эти ключевые фигуры иерусалимской церкви изображаются столпами храма. Позднее образ расширился и стал применяться к искупленному сообществу: в Откр.3:12 Христос обещает сделать каждого верного до смерти христианина столпом в храме Бога. Поскольку обещание дополняется словами «и он уже не выйдет вон», основная мысль здесь заключается в постоянстве места в общей конструкции.

В 1Тим.3:15 церковь характеризуется как «столп и утверждение [лучше перевести «основание»] истины». Смысл в том, что церковь предназначена для поддержания истины Евангелия. Поскольку выше в том же стихе церковь названа «домом Божиим» – храмом, в котором обитает Бог, – здесь тоже может быть связь со столпами храма, хотя образ не вполне определенный.

Два самых известных столпа в Библии вообще не опирались на землю. Божье присутствие с Израилем в пустыне приняло видимую форму столпа облачного (днем) и столпа огненного (ночью), которые шли впереди народа и освещали ему путь (Исх.13:21–22; Неем.9:19). Облако и огонь символизировали Божье присутствие, а словом столп выражались очертания явления. Здесь мы видим ореол святости, которым часто окружаются библейские упоминания о столпах.

См. также: КОСМОЛОГИЯ; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle