Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Храм

(Temple)

Неудивительно, что с образом храма, игравшего в иудейском обществе центральную роль, в Библии связано особенно много различных образов. Храм представляет нам потрясающий символический ряд и, в свете библейского запрета на изображения, здесь ставится акцент на зримой природе откровения, передаваемого через пребывание незримого Бога в Израиле (напр., Пс.47:5–10, 13–15). Без сомнения, песнопения, благовония, молитвы и обряды, связанные с посещением храма, крупнейшего строения подобного рода на Ближнем Востоке в древности, производили неизгладимое впечатление, воздействуя на органы чувств человека, что служило источником религиозной образности. В конце концов, в еврейской культуре храм был не только центром поклонения, но и картинной галереей, концертным залом и библиотекой поэзии.

Место пребывания Бога. Прежде всего храм символизирует место жительства Бога. На это указывают многочисленные упоминания о храме как «доме Божьем» или «доме Господнем». Среди других его названий – «святилище», а иногда просто «Сион». В псалме подчеркивается: «Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе» (Пс.131:13; ср. Пс.9:12; 73:2; 75:3; Иоил.3:17). Вместо вырезанного изображения божества, символизировавшего присутствие бога в языческом храме, о присутствии Бога говорили архитектура и множество драгоценных металлов, количество которых возрастало по мере приближения ко Святому-святых. В момент освящения храма присутствие Бога могущественно проявилось: «Облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:10–11; ср. 2Пар.5:14; 7:1–2; Иез.43:5; 44:4). Две массивные колонны на входе также символизировали вступление Бога в Его жилище (3Цар.7:15–22; ср. Иез.43:4).

Образ Бога, проживающего в здании, построенном руками людей, может показаться проблематичным или, в лучшем случае, парадоксальным. С одной стороны, храм был местом поклонения и зримым напоминанием о Божьем присутствии, благословении и защите; с другой, присутствие могло привести к мнению, что Бог может быть обрезан. Критика последней точки зрения отражена в Ис.66:1: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (ср. Втор.4:7; Пс.144:18; Деян.7:48; 17:24). Даже при освящении храма Соломон признает, что храм «не вмещает» Бога. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.8:27). В других отрывках оба представления сочетаются без очевидного противоречия: «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах» (Пс.10:4).

Разрешение этого парадокса заключается в факте, что храм – земное соответствие небесной реальности, как и скиния, которую Моисей построил по небесному образцу, явленному ему на горе Синай (Исх.25:9, 40). Это противопоставление небесного земному также присутствует в нескольких отрывках Евреям: «Служат образу и тени небесного» (Евр.8:5; ср. Евр.9:1, 24). Конкретные особенности небесного жилища Бога воспроизведены в храме. Например, пребывание Бога за завесой дыма и тьмы отражено во Святом-святых (2Цар.22:12; Пс.17:12; 96:2; Откр.15:8).

Символ Божьей победы. Храм был не только местом пребывания Бога на земле. Это был также мощный символ победы Бога над Его врагами. Мы можем видеть это во 2Цар.7, где рассказывается о неудовлетворенном желании Давида построить храм. Давид чувствовал себя виноватым, что сам он живет в постоянном доме, а Бог – все еще в шатре (2Цар.7:2). Давид выразил желание построить постоянное здание для Бога пророку Нафану, который сначала одобрил идею. Но потом Нафану явился Бог, сообщивший, что Давиду не надо строить храм.

Суть 2Цар.7 основана на игре еврейским словом bayit, которое в разных случаях переводится по-разному. Давид живет в надежном bayit (дом; см. 2Цар.7:1) и хочет построить Богу bayit (храм; см. 2Цар.7:5). Бог отказывается от плана Давида, но сообщает, что Он создаст для Давида bayit (династию; 2Цар.7:11). Преемник Давида на престоле построит «дом Божий». Это, конечно, Соломон, имя которого значит «мир». Дело здесь в том, что храм символизирует победу над врагами Бога и мирную жизнь в земле. Давид был великим завоевателем, но он был воином (1Пар.28:3); поэтому время для храма еще не наступило. Сын Давида Соломон построил его.

Таким образом, храм – символ спокойствия и победы. Как таковой, он соответствует образу древней мифологии Ближнего Востока (в особенности эпоса о Ваале из древнего Угарита), где после войны бог провозглашается царем и в память о победе строится новая божественная резиденция.

Храм и творение. Небесное и земное обиталища Бога не всегда противопоставляются друг другу, часто они изображаются как дополняющие друг друга. Храм также символизирует весь космос; это микрокосм всего творения. «И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек» (Пс.77:69). Так как храм обозначает все творение, Аввакум объявляет: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Авв.2:20). Подобным образом, видение Исаии о том, как слава Божья наполняет храм, сопровождается ангельскими хорами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).

И храм, и скиния воплощают богословие сотворения и присутствие Бога в нем. Следовательно, существуют параллели между рассказом о сотворении в Книге Бытие и рассказами о строительстве скинии и храма. Значение света при сотворении и света в скинии (Исх.25:31–40; 37:17–24) сохраняется в храме (2Пар.13:11). Строительство храма продолжалось семь лет, как сотворение – семь дней, что показывает: строитель храма – скорее Бог, чем Соломон или Давид. Все предметы в храме связаны с символикой творения. Например, спокойные воды в медном водоеме во дворе Священников представляют победу Бога над водами хаоса, которая прославляется в Пс.92, что связано с сотворением мира, упорядочиванием хаотических вод и Святостью Божьего дома. И творение Бога, и акт сотворения образно переданы в храме.

Как символ первозданного творения, храм напоминает Едемский сад, или рай. Иезекииль описывает первозданные реки (Быт.2:10–14), вытекающие из-под порога храма (Иез.47:1). Он также предполагает, что совершенство Едема достигается в храме посредством его близости к древу жизни. «Листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища» (Иез.47:12). Автор псалма жаждет увидеть чудеса такого рая: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс.64:5; ср. Пс.35).

Место общения. Храм является также местом общения с Богом и размышлений о Боге. Его священники имеют доступ к Божьим помыслам (Втор.33:8) и наставляют народ закону. Это наставление Торы, относящееся к храму, касается и грядущего века, когда народы потекут в Сион (Мих.4:2), место молитв всех народов (Ис.56:7; Иер.7:11; Мк.11:17). Это было место для принесения обетов и исполнения обещаний. Даже во времена изгнания, когда храм лежал в руинах, народ Израиля направлял свои молитвы к храму, зная, что Бог услышит их (3Цар.8:28–29; Пс.137:2; Дан.6:10–11; Иона 2:8). В рассказе Луки о детстве Иисуса храм – место, где благочестивые получают откровение о грядущем Божьем спасении, и где Иисус, будучи еще ребенком, объясняет Слово Божье. В Книге Деяний ранняя церковь не оставляет храм, но проповедует в его пределах.

Космический центр. Вокруг Иерусалимского храма была сосредоточена не только повседневная экономическая, политическая и религиозная жизнь, он символизировал центр космоса, место встречи неба и земли, центр, куда посылали для Поклонения представителей из дальних общин. Иезекииль описывает его как расположенный «среди народов» и как «вершину земли» (Иез.5:5; 38:12). Следовательно, все, что происходит в пределах храма, имеет особое значение, как пророческое действие Иисуса по очищению храма (Мк.11:15; Лк.19:45; Ин.2:15) и открытие храмовой Завесы в момент смерти Иисуса (Мф.27:51; Мк.15:38; Лк.23:45; ср. Евр.6:19; 9:3; 10:20).

Храм и святость. Так как храм был жилищем Бога на земле, он был символом святости. Чем дальше человек продвигался по территории храма, тем с большей святостью он сталкивался. В отличие от синагоги или церкви, сама внутренность храма не была местом публичного поклонения. Распростертые крылья херувимов на ковчеге завета во Святом-святых указывают на божественную святость и защиту (3Цар.8:6–7; ср. Быт.3:24; Ис.6:2–3).

Так как храм символизирует все творение, законы чистоты, связанные с ним, определяли все, в том числе людей, как чистых и нечистых. Например, первая градация святости не разрешала язычникам входить во внутренние пределы. Иезекиилю было велено «хорошо отметить тех, кто может быть допущен в храм, и всех, кто исключен из святилища» (Иез.44:5 NRSV). Во времена Ирода существовала стена или вывеска, предупреждавшая язычников, что дальше им идти нельзя, под страхом смерти. Павел был ложно обвинен в осквернении храма – в том, что провел язычников за эти границы (Деян.21:28). Этот образ подхватывается в Еф.2:14, где утверждается, что смерть Христа «разрушила стоявшую посреди преграду» – то есть преграду между иудеями и язычниками.

Храм и общество. Так как священные границы, святость и присутствие Бога объединяли Божий народ, часто храм символизирует его. Для Исаии возрождение храмовой горы и возрождение народа – синонимы (Ис.51:16); видение Иезекииля о возрождении храма – это видение надежды Израиля (Иез.40:1–43:12). Множество авторов библейских книг говорит о храме как символе возвышения и падения Божьего народа, в соответствии с его моральным, этическим и духовным состоянием (Пс.78:1; 113:2; Иер.24; Иез.9:6; 43:10; Дан.8:13; 11:31; Откр.11:1). Подобным образом, разговоры учеников о храме в евангелиях дают Иисусу повод для пророческой речи о народе Израиля (Мф.24:1; Мк.13:1; Лк.21:5). Иоанн, в частности, подчеркивает функцию причастия, Тела Иисуса как храма, несущего в себе присутствие Бога (напр., Ин.2:19–21; 4:21–24).

Павел также понимает, что община искупленных, церковь, есть место пребывания Бога: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1Кор.3:16). Соответственно, он призывает к отделению святых от нечестивых (см. 1Кор.3:17; 6:19; 2Кор.6:16; Еф.2:21). В 1 Петра говорится о Христе и верующих как «живых камнях», которые «устрояют из себя дом духовный» (1Пет.2:4–5). Откровение обращается к верующим как столпам храма (Откр.3:12), но также подчеркивает, что в храме больше нет нужды, потому что Бог непосредственно присутствует в новом Иерусалиме (Откр.21:22), который построенный в форме куба (Откр.21:16) и имеет форму Святого-святых.

Храм и справедливость и мир. Храм изображается как воплощение стремления Божьего народа к Справедливости, миру и благословению. Оно наличествовало, пока храм стоял, и стало только сильнее после его разрушения. Храм связан с отправлением закона и правосудия; здесь учат закону и применяют его. Пророки напоминали народу, что поклонение в храме оскорбительно для Бога, если оно не сопровождается справедливостью (Ис.1:10–17; Ос.6:6; Ам.5:21). Соответственно, псалмопевец проводит связь между физической и этической подготовкой, необходимой для тех, кто поднимается на гору Господа или «пребывает в доме Господнем» (Пс.22:3–6; ср. Пс.14): физическое восхождение на храмовую гору, в присутствие Бога, должно сопровождаться этическим восхождением.

Это вполне соответствует акценту на внешней красоте храма. Библейская религия запрещает изображать божество, но не препятствует художественным достижениям. В Пс.83 славится красота Сиона, куда, без сомнения, относится само храмовое здание. Автор псалма выражает желание находиться рядом с этим великолепным строением.

Более того, храм символизирует мир и покой. Так как медное море в храме связывается с победой Бога над хаосом при сотворении, храм ассоциируется с Субботним отдыхом, последовавшим после сотворения мира. О храме говорится как о «покое» Бога (Пс.131:14; см. Ис.66:1), и Соломон, как уже говорилось выше, избран на роль его строителя как «человек мирный» (1Пар.22:9). Завершение храма – символ субботы, которую Бог дарует Израилю после беспокойного прошлого. Следовательно, храм по самому своему происхождению – место отдыха (см. Исх.20:25). В Откровении жертвенник храма описывается как место, где покоятся мученики до конца времен (Откр.6:9–11).

Образ Христа. Как ранее скиния, образ храма в Новом Завете связан с Иисусом Христом. В итоге, храм символизировал присутствие Бога на земле, а Иисус – воплощение этого присутствия в телесной форме. Первосвященника достиг слух о том, что Иисус предсказал разрушение храма (Мк.13:1–2), а также сделал заявление, что за три дня Он построит новый храм, «нерукотворный» (Мк.14:58; см. Ин.2:13–22). Оппоненты Иисуса знали, о чем Он говорит: Он будет выполнять роль храма как места присутствия Бога.

Вывод. Учитывая такое богатство образов, связанных с домом Бога, неудивительно, что Божий народ всегда страстно желал жить внутри его пределов: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс.22:6).

См. также: АДАМ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ИЕРУСАЛИМ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПРИНОШЕНИЕ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯЩЕННИК; СИОН; СКИНИЯ.

Библиография:

D. М. Knipe, «The Temple in Image and Reality» I/Temple in Society, ed. М. V. Fox (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1988) 105–138;

J. D. Levenson, Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible (Minneapolis: Winston, 1985).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle