Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Приношение

(Offering)

«Пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками», – дважды сказал Господь во время явления на горе Синай (Исх.23:15; 34:20). Приношения были неотъемлемой частью израильского поклонения, и образ приношения присутствует в Библии от рассказа о Каине и Авеле до Откровения. Со временем меняется лишь представление о том, что служит надлежащим приношением, и, что еще важнее, кто делает достойное приношение. В ранних книгах Ветхого Завета приношение Богу делали люди, и оно было материальным. Оно также было чаще всего жертвоприношением с кровью. Но в предсказаниях пророков, особенно после разрушения храма, материальное приношение заменяется духовным. Господу угодно приношение не каких-то материальных предметов, а «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс.50:19). В Новом Завете тема получает дальнейшее развитие. От людей требуются приношения двоякого рода – материальные и духовные. Но понятие человеческого приношения Богу затмевается образом приношения Богом Самого Себя в лице Иисуса, Который отождествляется с агнцем, приносившимся в жертву ранее.

В Ветхом Завете приношение неразрывно связано с поклонением. В Пятикнижии (особенно в Лев. 1–7) описаны различные виды приношений: «всесожжение», занимавшее центральное место в храмовом богослужении; «жертва за грех», восстанавливавшая человека или место, ставших нечистыми; «жертва повинности», заглаживавшая неумышленно совершенное преступление; «благодарственное приношение» с благодарением Господа. Каждое приношение имело целью различными способами отметить или восстановить отношения между Господом и Его народом. Приношения всегда делали люди, чтобы угодить Господу или умилостивить Его, и большое значение имело то, что они приносят. Закон подробно устанавливал характеристики приемлемого приношения, но важнейшее требование всегда заключалось в том, чтобы приносившиеся агнец, зерно или хлеб были очень высокого качества. Основной образ, связанный с самим актом приношения, выражается в том, что определенный предмет помещается в определенное место и затем оставляется там или приносится в жертву. Эти приношения часто совершались на жертвеннике.

В книгах пророков приношения, требовавшиеся законом, рассматриваются в перспективе. Они значат меньше, чем внутренняя жертва праведного поведения. В Книге Исаии Господь говорит, что приношения тщетны, и указывает: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис.1:16–17). Аналогичное пророчество есть в Ам.5:21–22. В нескольких местах Псалтири заявляется, что Господь предпочитает внутреннее приношение и что Он не нуждается ни в каких материальных приношениях: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее... Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс.49:12, 14).

Вслед за пророками Иисус подчеркивал, что Бог требует внутреннего приношения и что без изменения сердца и поведения любые материальные приношения бессмысленны. Но в Новом Завете есть и более важное развитие образа приношения: самое главное приношение принимает не Бог; Он Сам делает его в лице Иисуса Христа. Новый Завет не отвергает идею, что люди должны делать приношения, но во главу угла он ставит не жертву молящихся. Самое главное приношение, приношение Иисуса, было совершено и принято, и оно не нуждается в повторении. В Послании к евреям выражается мысль, что жертва Христа заменила прежние приношения и жертвы: Он «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12). Иисус занял место как жертвенного агнца, так и первосвященника, приносящего его на жертвенник. Тот же образ Иисуса, заменяющего все остальные приношения, показан символически в Откровении: Агнец воссел на престол, и в новом Иерусалиме уже нет больше храма – места приношений (Откр.21:22).

См. также: ВИНА; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ПОКЛОНЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle