Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Светильник, лампада, свеча

(Lamp, lampstand)

В Палестине светильниками пользовались, по крайней мере, с XVII века до P. X. Библейские авторы упоминают о них как о предметах домашнего обихода, давая понять, что они были постоянными атрибутами домашней жизни. Богатая женщина, устроившая горницу для Елисея, поставила в ней постель, стол, стул и светильник (4Цар.4:10). В Притч.31 светильник символизирует умелое ведение домашнего хозяйства праведной женщиной, чей «светильник не гаснет и ночью» (Притч.31:18).

В большинстве случаев о светильниках упоминается в религиозном и символическом контексте. Чаще всего они связываются со скинией и храмом (Исх.25:31–40; 27:20; 3Цар.7:49; 1Пар.28:15). Эта взаимосвязь проявляется очень четко. Во всех случаях, пожалуй, за исключением двух упоминаний о светильниках в таком буквальном смысле (4Цар.8:19; Дан.5:5), имеются в виду светильники в главном святилище. Золотой светильник в скинии с вертикальным стеблем, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками «наподобие миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх.25:34) напоминает стилизованное дерево (Исх.25:31–40; см. Meyers). Вполне вероятно, что этот светильник символизировал дерево жизни в Едемском саду, которое кроме того воскрешалось в памяти некоторыми деталями скинии и внутренних дворов храма Соломона (см. АДАМ).

Метафорические образы. Светильники и свет служат в Писании положительными образами. Негативный оттенок передается обычно через противопоставление положительному значению («светильник же нечестивых угасает» [Притч.13:9]) или через картину чего-то неприятного для читателей («Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих» [Соф.1:12]).

Образы, связанные с поклонением. Светильник в доме Господнем в Силоме назван «светильником Божиим» (1Цар.3:3). Тем самым подразумевается, что его свет символизировал Божье присутствие. Лампады в скинии надо было поправлять утром и вечером, чтобы поддерживался постоянный свет (Исх.30:7–8). Материал, из которого изготовлялись эти светильники, и их строго определенная форма (это были семирожковые золотые светильники), без сомнения, символизировали совершенство, великолепие и святость Бога.

Образы водительства. Родительское наставление – светильник для детей (Притч.6:23), а у тех, кто не уважает отца или мать, «светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч.20:20). В Притч.20:27 образ светильника относится, по всей видимости, к совести человека: «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца». В Пс.118 Слово Божье превозносится как «светильник ноге моей» (Пс.118:105). Светильник дает достаточно света, чтобы видеть путь на шаг вперед, и это указывает на постоянную потребность путника в Слове Божьем. То же самое Петр писал о пророческом слове: «И вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте» (2Пет.1:19). Поддержание огня в светильнике или света в доме служит метафорой ответственного отношения и усердия (ср. со светильниками мудрых и неразумных дев в Мф.25:1–13).

Образы благословения/присутствия Бога. Иное метафорическое использование образа светильника мы видим в связи с клятвой Бога, что династия Давида будет вечной (2Цар.7:16). Сын и внук Соломона не смогли соблюсти завет. «Но ради Давида Господь, Бог его, дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его» (3Цар.15:4). Или: «Поставлю светильник помазаннику Моему [Давиду]» (Пс.131:17). Люди Давида считали его светильником Израиля, поэтому псалмопевец мог рассчитывать на появление другого царя с харизмой Давида. Источником этой харизмы был Бог: «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою» (2Цар.22:29), и этот Царь должен был прийти в лице Иисуса (Ин.8:12). В конце Библии, когда с неба спустился новый Иерусалим, нужда в светильниках отпала, ибо «светильник его – Агнец» (Откр.21:23) и «Господь Бог освещает их» (Откр.22:5). В первой главе Откровения светильники символизируют Божье присутствие в семи церквах. Предупреждение Христа, что светильник будет сдвинут с места, означает удаление от них действенного Божьего присутствия (Откр.1–3).

Образы свидетельства/возвещения. Удивив учеников словами, что они – свет мира, Иисус подчеркнул необходимость того, чтобы их свеча не переставала гореть (Мф.5:15). Об Иоанне Крестителе Он сказал: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин.5:35). Иоанн бесстрашно обличал пороки и свидетельствовал об Иисусе, Который призывал Своих последователей быть такими же верными и мужественными. В высказывании Иисуса: «Светильник для тела есть око» (Мф.6:22), – подразумевается, что подобно тому, как несовершенное зрение искажает образ, так и преданность разным идеалам искажает Божью истину, представляя ее как тьму, – ужасное предупреждение. Светильники могут также символизировать добрые дела праведных, освещающие окружающую духовную тьму и побуждающие других людей прославлять Бога (Мф.5:15–16).

Когда храм был восстановлен после плена, Захария получил видение светильника с семью лампадами по семи трубочек у каждой в виде миниатюрных канделябров (Зах.4:2). Лампады получали питание от двух маслин, изливавших в них масло: яркий образ двух вождей того времени – Иисуса и Зоровавеля. Через них Бог обеспечил Свой народ необходимым для завершения восстановления, несмотря на трудности. Ключевую роль играют слова: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:6).

Образы освещения. Софония изобразил Господа, осматривающим каждый закоулок Иерусалима со светильником для обличения самонадеянных людей (Соф.1:12). Иисус рассказал притчу о женщине, ищущей со свечой потерянную драхму, чтобы показать, с каким упорством Бог ищет кающихся грешников (Лк.15:8).

Образы жизни. «Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним» (Иов.18:6). Угасающий светильник символизирует упадок жизненных сил нечестивых; хотя они еще живы, их свет превращается в тьму, символизирующую смерть. Горящий же светильник служит символом жизни, благоденствия и благословения, которые когда-то были у Иова и которые он стремился вернуть (Иов.29:2–3).

Образы семейной жизни. В глазах Иеремии теплый свет светильников был символом семей, которые Бог намеревался уничтожить за непослушания народа (Иер.25:10). Во тьме может оказаться даже праведник, оставаясь при этом в рамках Божьего предназначения (ср. Мк.15:33).

См. также: ДРЕВО ЖИЗНИ; ЕЛЕЙ, МАСЛО; ОГОНЬ; СВЕТ; СКИНИЯ.

Библиография:

С. Meyers, The Tabernacle Menorah (Missoula, MT: Scholar Press, 1976).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle