Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Свидетель

(Witness)

В современном западном обществе существует три типа свидетелей:

1) при подписании завещаний или других документов;

2) при расследовании преступлений или происшествий;

3) религиозные свидетели, которые каким-либо образом подтверждают истину, в которую верят. В библейском понимании слова «свидетель» присутствуют все три момента, но они связаны между собой гораздо теснее.

Первый (и основной) аспект появляется во многих отрывках, когда Бог, люди, письменные документы, небо и земля и прочие разнообразные объекты призываются в свидетели соглашения. Вооз сватается к Руфи (Руф.4:9–11), а Иеремия покупает поле (Иер.32:10–12) в присутствии людей-свидетелей. Свидетелями соглашения между людьми или Богом и людьми могли выступить небольшое стадо (Быт.21:30), груда камней (Быт.31:48), специально построенный жертвенник (Нав.22:27–28), большой камень (Нав.24:27; 1Цар.6:18) или небеса и земля (Втор.4:26; 30:19). Сам Бог часто призывается в свидетели (напр., Быт.31:50; Суд.11:10; 1Цар.12:5; 20:23; Иер.42:5).

Во всех этих случаях свидетели призываются на случай возможного будущего преступления, нарушения соглашения: «Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой» (Иер.42:5). Идея привлечения в свидетели неодушевленного предмета (обычно чего-то долговечного) связана с тем, что он будет стоять в знак вечной памяти Бога о произнесенных словах (см. Быт.31:48–50).

В Своих отношениях с Израилем Бог также призывает объекты в свидетели: песнь Моисея (Втор.31:19) и прежде всего закон (Втор.31:26), хранимый в «ковчеге завета», были постоянными напоминаниями об обязательствах Израиля, которые народ должен был выполнять (Исх.25:16; 31:18; 40:21–22).

По израильскому закону свидетели были обязаны действовать, если видели, что совершено преступление. Здесь мы переходим ко второму значению: потенциальное будущее преступление стало реальностью. Так как весь народ должен был исполнять закон, все они формально были «свидетелями» преступления (напр., Втор.13:8–9). Неоднократно подчеркивается необходимость говорить правду (Втор.19:16–19; Пс.26:12).

Израиль как народ, таким образом, является «свидетелем» завета. Здесь мы переходим к третьему значению: «Я предрек, и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис.43:12; см. также Ис.44:8; 55:4). Здесь предполагается, что Израиль – как вечная скала – самим фактом своего существования автоматически свидетельствует о силе и могуществе Господа.

Все эти идеи вместе отражены в новозаветном понятии свидетельства. Иоанн Креститель свидетельствует о Христе (Ин.1:15, 19, 32–34). Те, кто на себе испытал преимущества от служения Христу, свидетельствуют об этом факте, исполненные Духом (Ин.15:26–27; Деян.5:32). А ученики, действительно видевшие воскресение, обладают особым статусом свидетелей, как подписавшие завещание (напр., Деян.1:22; 10:41; 22:15). В любом случае, свидетельство может означать мученичество: в Книге Откровение греческое слово, обозначающее свидетелей – martys – уже приобретает свое будущее значение, «мученики». Свидетели спасительной смерти Иисуса могут скрепить свое свидетельство собственной смертью (напр., Откр.6:9; 12:11; 17:6).

См. также: ЗАВЕТ; МУЧЕНИК; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle