Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Огонь

(Fire)

В апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 39:32) огонь, наряду с водой, железом, солью, мукой, медом, молоком, виноградным соком, маслом и одеждой, фигурирует в числе главных потребностей для жизни человека. На нем готовится пища (Исх.12:8; Ис.44:15–16; Ин.21:9), он согревает людей (Ис.44:15; Ин.18:18) и дает им свет, чтобы видеть (Ис.50:11; Мф.25:1–13). Его используют при строительных работах (Быт.11:3) и при обработке металлов (Ис.1:25; Мал.3:2–3). Он также сжигает нечистоту (Лев.8:17). Поскольку разведение огня считалось работой (ср. 2Мак.10:3), делать это в субботу было запрещено (Исх.35:3).

Огонь, который с такой же легкостью вызывал ужас, как и приносил благо, использовался также в военных целях. В Библии многие победы заканчивались (иногда по повелению Бога) преданием огню завоеванных городов (напр., Нав.6:23; 8:8; 11:11; Суд.1:8; 3Цар.9:16; ср. Мф.22:7). Именно поэтому война или связанное с ней неистовство сравнивается с огнем (Чис.21:28; Ис.10:16; Зах.12:6).

Огонь мог также служить орудием казни преступников (Быт.38:24; Лев.20:14; 21:9; Нав.7:15; но в принципе кремация в библейские времена не практиковалась; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Такой случай мы видим и в Дан.3, где спасение от огня произошло благодаря чуду (ср. Евр.11:34). Седрах, Мисах и Авденаго, которых Навуходоносор приказал бросить в печь, раскаленную огнем, прошли тяжелое испытание без всякого вреда. Это событие побудило языческого царя благословить Бога иудеев и возвысить трех молодых людей.

В отличие от греческой мифологии, в Библии ничего не говорится о происхождении огня. Но само это умолчание побуждает читателей сделать вывод, что огонь есть один из даров творения. Уже Авель принес от первородных стада своего (Быт.4:4), что указывает на жертву всесожжения. (Между прочим, хотя в Быт.4:4–5 ничего не говорится, каким образом Каин и Авель узнали, что Бог предпочел жертву Авеля, а не Каина, толкователи давно высказывают предположение, что здесь, как и в других ветхозаветных рассказах, божественный огонь сжег одно приношение, а не другое.)

Использование в религиозных обрядах. Помимо обычных мирских целей, люди пользовались огнем и при совершении религиозных обрядов. Например, в Чис.31:22–23 огонь показан инструментом обрядового очищения. Что более важно, жертвоприношения – не только «всесожжения» – обычно сжигались (ср. Лев.2:2 и т. д.). Возможно, это имело символическое значение: огонь символизировал желание Бога уничтожить грех и очистить Свой народ (ср. Ис.6:6–7). Кроме того, поднимавшийся от огня дым служил символическим указанием предназначения жертвы: приносящий жертву на земле искал общения с Богом на небе (ср. с возносящимися к небу фимиамом и молитвами в Откр.8:4; Флп.4:18).

Практика сожжения жертвоприношений не ограничивалась только Израилем. В Ветхом Завете, например, есть ссылки на сжигание в качестве жертвоприношений детей язычниками и иудеями-отступниками (напр., Лев.18:21; Втор.18:10; 4Цар.16:3; 17:17; 21:6; 23:10; Иер.7:31; 32:35). Некоторые их этих ссылок относятся к культу Молоха, в честь которого «проводили чрез огонь сыновей своих и дочерей своих». Есть также упоминания о «чуждом» или «несвященном» огне, относящиеся, по-видимому, к огню, взятому не с официального Жертвенника. Согласно Лев. 6:8–13, огонь на жертвеннике всесожжения должен был гореть постоянно: священникам нельзя было допускать его угасания. Он служил символом непрестанного Божьего присутствия.

Богоявления в огне. В Быт.15:17 присутствие Бога выразилось в виде дыма как бы из печи и пламени огня, а в Исх.3:2 Сам Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» (см. ГОРЯЩИЙ КУСТ). Явления Бога в огне продолжаются на всем протяжении Библии. В Исх.19:18 Бог сошел на гору Синай «в огне». (Упоминание о громе побуждает предположить, что это были молнии, но дым и колебания горы больше напоминают извержение вулкана; ср. 2Цар.22:8–9.) Пытаясь описать неописуемое – форму Божьего престола, – Иезекииль говорит: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез.1:27). В Откр.4:5 от Божьего престола исходят молнии.

Образы богоявления иногда принимают четкую форму бури, сопровождаемой огнем, похожим на молнию. В Пс.17:15 (боевое богоявление) Бог пускает стрелы в виде молний (ср. Пс.143:6). В Пс.28:7–8 сказано, что «глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню». В Иез.1:4 пророк видит «бурный ветер», идущий «от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него».

Тот факт, что Бог является в огне, вполне понятен по многим причинам. Как материальная жизнь зависит от огня, то есть солнца (ср. Откр.16:8), так и вся духовная жизнь зависит от Бога. Как огонь очищает и разрушает, так и Бог очищает праведного и уничтожает нечестивого («потому что Бог наш есть огонь поядающий», Евр.12:29). Как огонь освещает темноту ночи, так и Бог преодолевает темные силы зла. Как загадочен и нематериален огонь, так и Бог таинствен и бестелесен. Как огонь постоянно колеблется, меняет форму и не поддается исследованию, так и непостижимый Бог постоянно находится вне пределов нашей досягаемости. (Поразительно, что в 3Цар.19:12 на горе Хорив [= Синай] Бог явился Илии не в огне, как Моисею на Синае, а в веянии тихого ветра. Здесь Бог против ожиданий отказался от традиционного атрибута богоявлений. Ему нет необходимости связывать Себя с какой-то природной стихией.)

Коль скоро Бог является в огне, то же самое относится ко всему, что Его окружает. Престол Его – «как пламя огня», колеса – «пылающий огонь» (Дан.7:9). Его ангельские служители – «пламенеющий огонь» (Евр.1:7, цитата из Пс.103:4 в LXX, а в Лк.10:18 дьявол падает с неба, как молния или метеор). Между херувимами – огонь и горящие угли (Иез.10:2, 6–7). Пред Божьим престолом – «стеклянное море, смешанное с огнем» (Откр.15:2; ср. 3Цар.7:23; 2Пар.4:2), а от Бога исходит «огненная река» (Дан.7:10). «Семь духов Божьих» – «светильники огненные» (Откр.4:5). Небесные колесницы появляются в виде огня (4Цар.2:11; 6:17). Пламени огня подобны даже глаза прославленного Иисуса и других небесных существ (Дан.10:6; Откр.1:14; 2:18). В Деян.2:3–4 с огнем связывается и Святой Дух («языки, как бы огненные»; ср. Ис.5:24).

Огонь от Бога. Во время исхода Бог поставил столп огненный, чтобы вести Свой народ по пустыне. Столп был внешним символом Божьего направляющего присутствия (Исх.13:21; Чис. 14:14); то же самое присутствие покрывало скинию (Чис.9:15–16).

Но для сверхъестественного огня гораздо характернее быть разрушительным. Сошедший с неба огонь уничтожил Содом и Гоморру (Быт.19:24), Надава и Авиуда (совершавших неподобающий обряд, Лев.10:1–2), ропщущих израильтян (Чис.11:1), воинов Охозии (4Цар.1:10; ср. Лк.9:54), стада Иова (Иов.1:16), Гога и Магога (Откр.20:9; ср. Иез.38:22; 39:6). Иногда он похож на что-то вроде молнии (напр., Исх.9:24; Чис. 11:1), в других случаях напоминает извержение вулкана (напр., СОДОМ И ГОМОРРА).

Время от времени огонь ниспадает не для уничтожения нечестивцев, а для сожжения жертвы, и в данном случае демонстрируется реальность Бога и Его одобрение (Лев.9:24; Суд.6:21; 3Цар.18:24: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог»; 1Пар.21:26; 2Пар.7:1; Лк.9:54: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба?»). В Откр.13:13 низведение огня с неба представлено «великим знамением», которое, однако, может совершать эсхатологический лжепророк.

Гнев Божий и эсхатологический огонь. Хотя нам это может показаться смелым антропоморфизмом, Божий гнев пылает, как огонь (Ос.8:5). Он горяч, как пламя, и разливается, как огонь (Наум.1:6; ср. Плч.2:4). Типичные примеры – Ис.66:15 (Господь приходит в огне, «чтоб излить гнев Свой с яростью») и Иер.15:14 (Бог говорит: «Огонь возгорелся в гневе Моем, – будет пылать на вас »). Пророчества о разрушении огнем часто служат метафорами заявлений о несомненном и всеобъемлющем Божьем суде (напр., Пс.96:3; Ис.33:12; Иоил.2:3; Мих.1:4). У Иезекииля «огонь ярости Моей» – трафаретное выражение (Иез.21:31; 22:21, 31; 38:19).

Образы пламенного гнева Божьего в разных местах бывают разными. В нескольких текстах Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища (ср. Иов.41:11–13; Откр.9:17; 11:5). В Пс.17:9 из Его ноздрей поднимается дым, а из уст выходит поядающий огонь (ср. 2Цар.22:9), а в Ис.30:33 дыхание Господа сравнивается с потоком серы (ср. Ис.65:5). В Иер.21:14 мы видим образ лесного пожара, в Плч.1:13 – молнии («свыше послал Он огонь»), в Мал. 3:2 – печи («огонь расплавляющий»), в Ис.30:33 – заранее приготовленных дров.

Ассоциативная связь огня с гневом и тот факт, что Бог уничтожает нечестивцев огненным дождем, дают вполне естественное объяснение тому, что эсхатологический суд изображается в виде огня. Во 2Сол.1:7–8 говорится, что Господь Иисус явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне». Рассказы Откровения о последних днях буквально переполнены образами огня – нисходящего с неба (Откр.8:7–8; 13:13; 16:8), выходящего из уст людей и зверей (Откр.9:17–18; 11:5), наказывающего нечестивых (Откр.14:10; 17:16; 18:8). Кроме того, хотя пророчество в Соф.3:8 («огнем ревности Моей пожрана будет вся земля») имеет, скорее всего, метафорический смысл (ср. Втор.32:22; Ам.7:4), образ Того, Кто сберегает мир «огню на день суда» в 2Пет.3:7, надо, несомненно, понимать в буквальном смысле.

Чаще всего жертвой эсхатологического огня показывается не мир как таковой, а живущие в нем люди, прежде всего нечестивые (ср. Евр.10:27). В этом отношении есть разные образы. Огонь удалит окалину для очищения металла (Мал, 3:2), он будет пылать, как печь (Мал.4:1), он сожжет всякое неплодоносящее дерево (Мф.3:10), бесплодные ветви (Ин.15:6, хотя в данном случае образ может быть просто символическим, ибо в четвертом Евангелии и в посланиях Иоанна нигде больше не упоминается об эсхатологическом огне), плевелы (Мф.13:40) и солому (Мф.3:12). Он сожжет даже плоть (Иак.5:3).

Огонь соотносится не только с моментом конечного суда, но с миром вообще, он служит устрашающей антитезой Божьего Царства. Уже в Ис.66:24 говорится о неугасимом огне. В Новом Завете он связывается с вечным и мучительным огнем ада (Мф.5:22; 13:42; 18:8–9). В Откр.20:10, 14–15 показано страшное «озеро огненное», в которое в конце будут брошены дьявол и лжепророк, смерть и ад и все нечестивцы. Вместе с тем, ад, как это ни парадоксально, изображается как тьма (Мф.8:12; 2Пет. 2:17; Иуд.1:13).

Для некоторых новозаветных текстов ожидание эсхатологического огня может служить задним планом, без которого они кажутся непонятными. Когда Иоанн Креститель в пророчестве о судном дне предупреждает о крещении огнем, образ связывается с рекой или потоком огня (ср. Дан.7:10), так что мы можем представить себе эсхатологический поток огня, в котором нечестивые сгорают, а праведные очищаются (ср. Зах.13:9). В малопонятном стихе Мк.9:49 («всякий огнем осолится») заложена, возможно, та же идея. (Соль сохраняет, а огонь уничтожает; эсхатологический огонь делает то и другое.) В 1Кор.3:10–15 день суда представлен в виде огня, который испытает все: он сожжет мусор и очистит действительно ценное.

А вот в Ис.4:5 эсхатологический огонь носит не разрушительный характер. В последние дни гора Сион будет покрыта облаком днем и «блистанием пылающего огня во время ночи». Это пророчество напоминает столп огненный во время исхода (ср. Исх.13:21). Как в 4Цар.6:17 (огненное воинство, оградившее Елисея) и в Зах.2:5 («Я буду для него [Иерусалима]... огненною стеною вокруг него»), здесь тоже Бог защищает Свой народ огнем.

Метафоры огня. В Библии множество случаев метафорического использования образа огня. С огнем сравнивается язык, который, будучи небольшим по размерам, тоже может приводить к крупным и разрушительным последствиям (Иак.3:5–6; ср. Притч.16:27). Бог делает Свое слово пожирающим огнем (Иер.5:14; 23:29). Растаять, как воск от огня, значить подвергнуться быстрому и полному уничтожению (Пс.67:3; 96:5). Испытание Богом подобно очищению огнем (Ис.43:2; Иер.6:29; 1Пет.4:12). Ревность подобна огню поядающему (Втор.4:24 [Бога]). Таковы же сексуальная похоть (Притч.6:27; Ос.7:6–7; 1Кор.7:9) и гнев (Ек.10:4). Быть выхваченным, как головня из огня (Ам.4:11; Зах.3:2), значит избежать большой опасности.

См. также: АД, ГЕЕННА; ГОРЯЩИЙ КУСТ; ДРЕВЕСИНА; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; МОЛНИЯ; СВЕТ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СЕРА; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle