Древесина
(Wood)
Трудно представить себе мир без древесины. Это один из наиболее полезных природных материалов, доступных человечеству. Деревья растут везде, за исключением самых засушливых пустынь. Древесина используется для разжигания огня, строительства домов и изготовления многочисленных изделий: орудий труда, утвари, оружия, кораблей, сухопутного транспорта, музыкальных инструментов, украшений. В зависимости от качества дерева, его можно рубить, резать, раскалывать, выдалбливать, заострять, сращивать, сверлить, придавать форму, сушить, обтесывать, делать пазы, закруглять, выравнивать, обтачивать и полировать. Сегодня все эти и многие другие задачи чаще всего выполняются с помощью совершенной техники, и мы не задумываемся о происхождении деревянных предметов, которыми пользуемся. Нам нетрудно забыть о том, что на протяжении большей части человеческой истории для изготовления деревянных изделий нужны были не только острые орудия, навыки и изобретательность, но также физическая сила, усердный труд, много времени и терпения.
В Библии мы встречаем названия разных деревьев, известных благодаря качеству своей древесины. Кедр, кипарис, можжевельник, дуб, сосна, тополь, тамариск, ива, мирт и маслина обладают разными качествами и ценностью. Древесина некоторых из них использовалась широко, других – в каких-то конкретных целях. Ароматный и долговечный кедр широко применялся при строительстве храма Соломона. Кипарисовое дерево применялось для строительства домов, судостроения, изготовления идолов, мебели и дверей. Быстро растущий тополь использовался для изготовления крыш и строительства, тамариск – для растопки, ива – для создания простых повседневных вещей, таких как корыта, сита и рукоятки, крупнозернистая древесина маслины – для строительства, изготовления домашней утвари и полированных украшений. Это лишь немногие примеры разнообразного использования древесины в библейские времена. Образ древесины в Библии связан с ее разнообразными вариантами использования и ценностью. Можно выделить несколько основных областей использования этого образа.
Скиния и храм. Древесина была основным строительным материалом при создании скинии и ее убранства. Рама, перекладины и столбы скинии сделаны из дерева акации, также как ковчег, жертвенник всесожжения, жертвенник воскурений и стол для хлебов предложения. Израильтяне, у которых была древесина акации (а также другие строительные материалы) принесли ее в дар для скинии (Исх.35:24 {«ситтим»}), резчики по камню и дереву работали над созданием различных принадлежностей скинии (Исх.31:5; 35:33). Древесина – один из материалов, упоминаемых в небесных указаниях, данных на Синае. Из нее была создана основа скинии и большая часть ее убранства. Древесина связана с темой поклонения и в храме Соломона, при строительстве которого применялось лучшее дерево (Ис.60:13). Мы читаем, что херувимы (3Цар.6:23), двери (3Цар.6:31) и дверные притолоки (3Цар.6:33) были сделаны из маслины, пол был выложен сосной (3Цар.6:15 {«кипарисовыми досками»}), а балки, крыша и стенные панели были из ливанского кедра.
Древесина так активно использовалась при строительстве храма, что, отмечается с гордостью, «камня не видно было» (3Цар.6:8–20). Количество и качество этого материала описывается так, что предполагается роскошь, достойная дворца Царя Небесного (см. 1Пар.22:14; 29:2). Дорогое и ароматное дерево ливанского кедра настолько тесно было связано с храмом Соломона, что сам «ливанский кедр» становится метафорическим обозначением храма и его славы (Пс.91:13–14; Ис.60:13; Иер.22:23; Иез.17:3, 12; см. также Сир.50:14). Неудивительно, что в видении Иезекииля о новом храме пороги, окна, галереи – все покрыто древесиной (Иез.41:16) и стоит деревянный жертвенник (Иез.41:22).
Древесина и жертвоприношения. Дерево связано не только с архитектурой и убранством места поклонения, но и с жертвенным огнем. В истории об Аврааме и жертвоприношении Исаака Авраам нарубает дров, а Исаак несет их. Когда Исаак уже лежит поверх дров и Авраам держит в руке нож, напряжение в истории достигает своей кульминации (Быт.22). Дерево – жизненно важная часть образа жертвоприношения в Ветхом Завете, и сожжение дерева на жертвеннике неоднократно упоминается в Книге Левит, хоть и не описывается. Мы вполне можем представить себе, какое большое количество дерева срубали, перевозили, складывали в груды и сжигали во время храмовых праздников, хотя в Ветхом Завете практически ничего об этом не говорится (Неем.10:34; 13:31).
В Ветхом Завете есть несколько историй о жертвенном дереве, представляющих интерес: деревянный шест Астарты, уничтоженный Гедеоном (Суд.6:26); деревянная тележка, на которой везли ковчег завета (1Цар.6:14); дерево молотилок и ярма волов, которое использовалось для жертвы всесожжения на гумне Орны (2Цар.24:22; 1Пар.21:23); хворост на жертвеннике Илии на горе Кармил, политый водой и потом воспламенившийся (3Цар.18). Дерево горит вместе с жертвой. Бог выбрал это топливо для жертвоприношений, которые должны жечь перед Ним; оно усиливает аромат, восходящий к небесам. Оно участвует в символическом очищении людей от греха, вины и неблагодарности сердца.
На страницах Ветхого Завета древесина – обычный материал, дар мира природы, который используется для священных целей без внимания к его происхождению или типу. Что касается его чистоты или нечистоты, мы читаем лишь, что древесина, наряду с тканью, кожей и мешковиной, оскверняется при соприкосновении с мертвым телом (Лев.11:32) и должна подвергнуться очищению (Чис.31:20). Только кедровая древесина, вместе с червленой нитью, иссопом и птицей, особо предписана для священных обрядов, очищения прокаженных (Лев.14:4–6) или «дома, на котором язва» (Лев.14:48–57).
Деревянные идолы. Так как древесина занимает почетное место в святилище и на жертвеннике, и даже покрыта золотом, из нее никогда не следует вырезать изображения богов и поклоняться им. В контексте художественного мастерства Израиля деревянные изделия должны были побуждать поклоняться Богу в Его величии и славе. Деревья полевые хлопают в ладоши и поют, прославляя Бога: дерево должно славить Бога, а не приписывать себе Его славу.
В Ветхом Завете решительно осуждаются и высмеиваются деревянные идолы – верх человеческого безумия. Эта библейская сатира начинается во Второзаконии, с предупреждения против идолопоклонства и поклонения «богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют» (Втор.4:28; см. также Втор.28:36, 64; 29:17). Живой, милостивый и могущественный Бог Израиля, избавивший Свой народ из Египта, противопоставляется языческим идолам, сделанным из безжизненного, плотного, неуклюжего материала, не отвечающего на молитвы и жертвы. Этот сатирический образ никак не отражает языческого представления о связи между идолом и его духовной реальностью. Он высмеивает видимое явление. Этот образ Езекия использует в своей молитве: боги народов, побежденных ассирийцами, были брошены в огонь и сгорели, «но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их» (4Цар.19:18; см. также Ис.37:19). Яхве же – живой Бог, Который избавит Свой народ. Пророки, особенно Исаия, развивают запоминающийся образ деревянного идола. Человек «выбирает дерево» и ищет ремесленника, который сделал бы для него твердо стоящего идола (Ис.40:20). Человек рубит кедр, кипарис, дуб или сосну. Половину дерева он сжигает, готовит себе еду, поджаривает мясо, греется – все это правильное и подобающее использование дерева, – а из остатка он делает себе идола! (Ис.44:13–20). Перед этим деревянным Богом он кланяется и говорит: «Спаси меня; ибо ты бог мой» (Ис.44:17). «И не возьмет он этого к своему сердцу... буду ли поклоняться куску дерева?» (Ис.44:19).
Ирония этого отрывка шокирует, если не комична; она встречается у пророков снова и снова, обретая все новые нюансы. «Говоря дереву: “ты мой отец”, и камню: “ты родил меня”... они оборотили ко Мне спину» (Иер.2:27). Израиль «прелюбодействовал с камнем и деревом» (Иер.3:9). Израиль хочет быть как другие народы, «служить дереву и камню» (Иез.20:32). Валтасар славит «богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан.5:4, 23). Заблудший Божий народ «вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ» (возможно, имеется в виду какой-то способ прорицания, Ос.4:12). Верх отступничества Израиля – человек «говорит дереву: “встань!” и бессловесному камню: “пробудись!”» (Авв.2:19). Образы из книг пророков вновь повторяются в Книге Откровение: выжившие после шестой трубы не раскаиваются и продолжают поклоняться «золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр.9:20), не говоря уже о том, чтобы спасти их от погибели.
Суд. Горящее дерево может также быть образом суда. Исаия говорит о Тофете, месте в долине Енном вне Иерусалима, где собирались идолопоклонники, что Бог воспламенит там большое количество древесины в качестве погребального костра для ассирийцев (Ис.30:33). Бог обещает Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами» (Иер.5:14). Для Иезекииля жители Иерусалима – негодная лоза, которую можно пустить только на растопку:
Какое преимущество имеет дерево виноградной лозы пред всяким другим деревом
и ветви виноградной лозы – между деревами в лесу?
Берут ли от него кусок на какое-либо изделие?
Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь?.,
как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение,
так отдам ему и жителей Иерусалима (Иез.15:2–6).
Иезекииль кладет хворост под котелок и зажигает огонь, чтобы варить кости овцы. Так он показывает, что Яхве собирает дрова для суда над городом кровопролития, Иерусалимом (Иез.24:5–10).
Для Исаии Ассирия – всего лишь деревянное оружие в руке Бога. Когда Бог завершит наказание Иерусалима, Он поступит с ассирийцами как Ему будет угодно и Ассирия не может контролировать Бога. Топор, жезл или дубинка не управляют рукой, которая размахивает ими, и Ассирия не справится с рукой Бога, Который «не дерево» (Ис.10:15).
Собирание дров. Рубка и собирание дров – трудоемкая задача даже для тех районов, где много деревьев. В библейском повествовании суббота – день отдыха, предвещающий окончательный покой, когда собирать дрова больше не придется. Его поразительная святость видна из факта, что человека, собиравшего дрова в субботу, казнили (Чис.15:32–36). Образ иноземцев, работавших на израильтян, замечательно прослеживается в словах о «секущих дрова твои» и «черпающих воду твою» (Втор.29:11). Бедность и уязвимость вдовы описывается так: она собирает несколько веточек, чтобы приготовить свою последнюю пищу (3Цар.17:10–12). Дни благополучия, когда у семьи были слуги и когда дров было в избытке, оттеняют образы суда и скорби, когда «дрова наши достаются нам за деньги» (Плч.5:4), «отроки падают под ношами дров» (Плч.5:13), а дети собирают дрова, пока отцы разжигают огонь (Иер.7:18). Но Иезекииль видит также, что после суда наступит день, когда Израилю не нужно больше будет собирать дрова на полях и рубить деревья в лесах, так как на растопку пойдет деревянное оружие: щиты, луки, стрелы, дубинки и копья (Иез.39:9–10).
Разные образы. В Библии есть и другие образы, связанные с древесиной. Левиафан (см. ЧУДОВИЩА) так могуч и ужасен, что железо для него – как солома, а медь – как гнилое дерево (Иов.41:19). Повседневный образ горящего дерева породил две притчи о раздорах: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Притч.26:20); «Уголь – для жару и дрова – для огня; а человек сварливый – для разжжения ссоры» (Притч.26:21). Некоторые разновидности деревьев символизируют богатство и могущество. Кедровая древесина – атрибут царской роскоши, и в Песни песней возлюбленная представляет, как ее любимого несут в носилках из ливанского кедра (Песн.3:9). Тир представлен как великолепный корабль, сделанный из лучшей древесины: палуба из сосны, мачта – из кедра, весла из дуба и помосты – из кипариса (Иез.27:5–6).
Но в перечне материалов для строительства и изготовления разных изделий древесина занимает одно из последних мест. В видении Исаии о новом творении народы будут нести в Сион золото вместо бронзы {меди}, серебро – вместо железа, бронзу – вместо дерева и железо – вместо камня (Ис.60:17). Павел утверждает, что основания нового Божьего храма создаются из разных материалов; в последние времена станет понятно, кто строил из золота, серебра и драгоценных камней, а кто – из дерева, сена или соломы (1Кор.3:12). В доме Божьем древесина – полезный, но обычный материал: там есть сосуды из золота и серебра, но и есть сосуды из дерева и глины; одни служат для благородных целей, другие – для обыкновенных (2Тим.2:20).
Образ древесины связывается со спасением, когда ковчег Ноя, построенный из дерева гофера, спасает его и его семью от потопа. Дерево также становится символом изменения положения, когда Моисей бросает дерево в горькую воду и она становится сладкой (Исх.15:25) или когда Елисей бросает кусок дерева в Иордан и потерянный топор всплывает (4Цар.6:1–7). В пророчестве Иезекииля Ефрем и Иуда представлены двумя деревянными жезлами, которые чудесным образом сращиваются в один, указывая на возрождение Израиля. Хотя в Новом Завете недостаточно явно развит образ сына плотника, умирающего на деревянном кресте, в нем говорится, что Христос умер на xylon – слово, обозначающее «дерево» или «древесину» (Деян.5:30; 1Пет.2:24; Гал.3:13). Христианская традиция правильно восприняла и развила образ «древа» как двойственный символ искупления и суда.
См. также: ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЗОЛОТО; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; КОВЧЕГ; КРЕСТ; ОГОНЬ; СЕРЕБРО; СКИНИЯ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО; ХРАМ.