Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Серебро

(Silver)

Серебро, о котором в Библии упоминается около трехсот раз, служит после золота основным библейским образом высокой ценности. Оно соотносится как с деньгами, так и с сокровищами и символизирует богатство и обладание дорогими вещами. Серебро ассоциируется также с процессом очищения, в результате которого появляется нечто чистое. Слово серебро часто встречается в одном ряду с золотом для выражения мысли о большом богатстве (свыше шестидесяти упоминаний). Образ серебра может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от того, как им распоряжаются. В любом случае серебро считается красивым и редким и потому ценным, но библейское различие между истинными и ложными понятиями ценности остается неизменным.

В буквальном смысле серебро на древнем Ближнем Востоке использовалось как средство денежного обращения и как дорогой материал для драгоценных ювелирных изделий и строительных украшений. Уже в Бытии Авраам был благословлен большим количеством серебра, золота и скота и пользовался серебром для расчетов с купцами и правителями (Быт.13:2). Перед уходом из Египта Бог повелел израильтянам попросить серебра и золота у своих соседей (Исх.11:2). Тем самым Бог благословил Свой народ богатством с самого его зарождения. Однако затем в Библии говорится, что серебро как символ богатства стало для израильтян камнем преткновения, и использование серебра царями стало вполне точным показателем состояния их сердец и их духовного положения пред Богом.

Серебро как образ искушения появляется уже в рассказе об Иосифе, когда братья продали его мадиамским купцам за двадцать серебреников (Быт.37:28). Позднее Иосиф иронически продемонстрировал братьям их грех, положив серебряную чашу в мешок Вениамина и обвинив их в краже (Быт.44:2). Бог понимал опасность золота и серебра, которыми Он хотел благословить Израиль, и потому неоднократно предостерегал израильский народ от увлечения богатством, чтобы Израиль не попал в его сети. В глазах Бога вожделение богатства и изготовление кумиров были неразрывно связаны (см. ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО). Когда дети Израиля покидали Египет, Он повелел: «Не делайте предо Мною богов серебряных» (Исх.20:23). Когда народ входил в обетованную землю, Бог повелел сжечь всех идолов, сказав: «Не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» (Втор.7:25). Он также запретил царю приобретать себе золото или серебро в больших количествах (Втор.17:17).

В Ветхом Завете серебро использовалось как в добрых, так и дурных целях, и то, как вождь распоряжался своим серебром, указывало на состояние его сердца пред Богом. В скинии серебро использовалось как украшение, и позднее Иисус Навин перенес все приобретенное во время завоевательной кампании серебро и золото в сокровищницу Господню (Исх.26:19; Нав.6:18). Однако во время завоевания земли Ахан совершил первый грех, связанный с военными трофеями: вместо принесения их Богу или сожжения он украл серебро и другую добычу и спрятал в своем шатре, за что Бог наказал его, повелев, чтобы его семья и добыча были побиты камнями и затем сожжены.

Грех Ахана не был единичным явлением – ко времени судей в Израиле уже делали литых серебряных идолов (Суд.17:4). Такие эпизоды продолжались на всем протяжении истории Израиля.

В течение короткого периода – при правлении Давида – серебро использовалось как должно. Давид поместил все захваченное им серебро в сокровищницу для строительства храма, которое осуществилось при царствовании его сына (3Цар.7:51). За проявленную им и Соломоном верность, выразившуюся в сооружении столь богатого храма, Бог наградил Соломона богатством. При царствовании Соломона «сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями» (3Цар.10:27), и все его сосуды для питья были золотыми, «из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (3Цар.10:21). Однако при последующих царях серебром распоряжались безнравственно, например, при Амврии, который «поступал хуже всех, бывших пред ним» (3Цар.16:25) и который купил за серебро землю для строительства Самарии – города, превращенного им в центр идолопоклонства. Другой нечестивый царь, Ахаз, взял серебро и золото из дома Господня для уплаты дани царю Ассирии, угрожавшему вторгнуться в Израиль, потому что Израиль делал неугодное Богу (4Цар.16:8).

Вследствие такого непослушания Израиля, касающегося распоряжения богатством, Бог предупреждал, что заберет богатство у Израильского народа. Иезекииль пророчествовал, что израильтяне «серебро свое... выбросят на улицы», потому что «серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа... ибо оно было поводом к беззаконию их... они превращали его в гордость и делали из него изображения гнусных своих истуканов» (Иез.7:19–20). Господь также осуждал Свой народ за неблагодарность, говоря, что «не знала она [Израиль], что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (Ос.2:8).

Примеры алчности и безрассудства в отношении денег встречаются и в Новом Завете. Наиболее ярко это проявилось в согласии Иуды предать Иисуса за тридцать сребренников, хотя позднее он раскаялся в этом и бросил серебро на пол храма (Мф.26:15; 27:5). Затем Анания и Сапфира продали свое имущество, но отдали церкви только часть денег, заявив, что это вся вырученная сумма (Деян.5:1–11). За этот грех Бог поразил их смертью при всем народе в качестве предупреждения. Следуя принципу осуждения алчности, Иаков наставлял богатых верующих не собирать серебра для себя и не обкрадывать своих работников, ибо если люди будут копить богатство, они лишатся вечной награды (Иак.5:3). Итак, примеры того, как серебро может уловить в сеть человеческие сердца, содержатся как в Ветхом, так и в Новом Завете.

В Библии часто используется также образ плавки серебра в качестве метафоры очищения человеческого сердца через испытание. Бог осуждал Израиль, потому что «серебро твое стало изгарью» (Ис.1:22). Как следствие, Бог очищает его «в горниле страдания» (Ис.48:10). Иеремия менее оптимистичен в отношении результатов процесса очищения. Он заявляет: «Плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их; ибо Господь отверг их» (Иер.6:29–30). В Новом Завете используются аналогичные образы плавильного огня, который в конце времен раскроет дела праведных. На основании Иисуса Христа человек строит «из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы... у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:12,15). Во 2Тим.2:20–21 заявляется, что в каждой церкви есть праведные и неправедные верующие (сосуды золотые и серебряные, а также деревянные и глиняные), но кто будет очищать себя от греха, станет сосудом серебряным, «годным на всякое доброе дело». Таким образом, Бог представляет Свой народ в виде серебра, которое надо очистить через испытание, чтобы сделать его действительно чистым и праведным.

В Ветхом Завете серебро символизирует также ценность как таковую. Иов утверждает, что мудрость ценнее золота и серебра, поскольку золото и серебро можно найти и добыть, а мудрость не приобретается так легко (Иов.28:1, 15). Со своей стороны, автор Притчей говорит, что мудрость надо искать как серебро и спрятанные сокровища, и она принесет человеку больше благословений, чем серебро (Притч.2:4; 3:14). В псалмах заявляется, что Божьи обетования драгоценны как «серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7).

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ; ЗОЛОТО; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; МИНЕРАЛЫ; СОКРОВИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle