Середина, центр
(Middle, center)
Значение центрального положения хорошо понималось в средневековом христианском предании. В иконографии и изобразительном искусстве расположение в центре, наряду с размерами, указывало на иерархический статус. Поэтому святой, Христос или Бог всегда изображались в центре картины. В Библии тоже есть яркие и наглядные сцены, иллюстрирующие библейское понимание середины.
Середина как почетное положение. Сразу после второго предсказания Иисусом Своей смерти к Нему подошли апостолы Иаков и Иоанн с просьбой посадить одного по правую сторону, а другого по левую Его славы (Мк.10:35–37). Их просьба свидетельствовала, что они заботились о своей собственной славе, то есть хотели быть в центре внимания вместо того, чтобы чутко воспринимать повеления Господа. Но Господь учил учеников не искать собственной славы, и в качестве примера взял ребенка и, поставив его посреди учеников, сказал им, что тот, кто хочет быть первым, должен быть последним из всех и всем слугой (Мк.9:33–36).
В Откр.5 Иисус показан как Агнец, стоящий посреди престола в окружении четырех животных и старцев (Откр.5:6), которых, в свою очередь, окружают ангелы, «и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11). Здесь вся хвала и вся слава возносятся Христу.
Общинное значение середины. Еврейское слово tawek, означающее «пополам» и косвенным образом «центр», «середина», в большинстве современных текстов Библии переводится как «посреди». В самом выборе этого слова подчеркиваются понятия единства и общения, а не превосходства или приоритета. Поэтому Бог сказал в Исх.25:8: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их». Хотя совершенно очевидно, что святилище служит местом поклонения и что поклонения достоин только Бог, главная Божья цель заключается в общении со Своим народом. Такое общение, естественно, возможно только в том случае, если в центре внимания стоит Бог.
Общинное понятие середины или центра последовательно выражается как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Иисус обещает, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Воскресший Иисус «стал посреди [учеников], и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19). В Откровении Иоанна основным признаком нового Иерусалима служит «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21:3). Ранее в Откровении Христос изображается посреди семи светильников – символ Его славного присутствия в христианской церкви (Откр.1:13).
В центре внимания Христос находится и на кресте, когда распяли Его «и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (Ин.19:18). Эта сцена показывает яркий образ Иисуса как воплощенного Бога, Который «не сделал никакого греха» (1Пет.2:22), взял грех на Себя и «к злодеям причтен был» (Ис.53:12).
Люди на перепутье. Последним образом серединного положения служит ситуация, в которой человек или народ находится на перепутье и должен принять решение и сделать выбор. Памятный пример – обращение Илии к народу на горе Кармил: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21). В данном случае нахождение посередине означает недопустимый паралич воли. Моисей и Иисус Навин в своих прощальных речах к народу изображают его стоящим перед выбором между двумя линиями поведения. Моисей понимает это как выбор между соблюдением и несоблюдением завета, жизнью и смертью, благословением и проклятьем (Втор.30:15–20). В том же духе Иисус Навин призывает Израиль «избрать себе ныне, кому служить» (Нав.24:15).
См. также: ВНЕШНЕЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ СНАРУЖИ; ЛЕВАЯ СТОРОНА, ЛЕВША; ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА.