Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Внешнее, находящееся снаружи

(Outer, outside)

Свыше ста библейских упоминаний о ком-то или чем-то, находящемся «снаружи», нейтральны по своему значению и указывают просто на положение вне здания (обычно), а не внутри. Но в образах «внешней» сферы часто подразумевается дополнительный и символический смысл. В этих образах «внешнее» противопоставляется «внутреннему». Внешние стены, например, символизируют защитный барьер, делающий город внутри безопасным. Но в основном образы «внешнего» ассоциируются с архитектурой. У дворцов, например, есть внешний двор и внешние комнаты, дающие понять, что истинный центр власти находится в более укромных внутренних местах. Наиболее яркие упоминания связаны с храмом, где различие между внутренним и внешним является показателем степени святости. Обычные верующие могли входить во внешний двор, но в более святые внутренние помещения доступ имели только священники.

Образ «вне стана» часто встречается в Левит и Числах. Стан Израиля был святым местом, освященным присутствием Бога, пребывающего в центре стана (см. СКИНИЯ). Для сохранения святости некоторые вещи или дела выносились за пределы стана. В Книге Левит предписывалось, чтобы части приношений, не возлагавшиеся на жертвенник (напр., шкуры, головы, внутренности) выносились «вне стана» и сжигались в обрядово чистом месте (Лев.4:12; 6:11; 8:17; 9:11). Но еще более яркие образы – хулитель Господа, которого следовало выводить из стана и побивать камнями (Лев.24:14); человек, нарушающий постановление о субботе, которого тоже казнили вне стана (Чис.15:35–36), или люди с заразными кожными заболеваниями, которых изгоняли из стана (Чис.5:3–4). После войны с мадианитянами всякий, убивший человека, должен был оставаться вне стана на период очищения (Чис.31:19). Необходимость пребывания «вне стана» связывалась с различными функциями человеческого тела, считавшимися нечистыми по закону (Втор.23:10, 12). Все эти предписания подчеркивали идеал святости общества Израиля, необходимость быть святым единым телом, надлежащим местом Божьего присутствия.

Когда Израиль вошел в землю обетованную и построил дома и города, «внешнее» стало образом опасности и суда. Читаем о наложнице, которую вывели из дома и отдали на поругание жителям Гивы (Суд.19:25). Убийца, найденный «мстителем за кровь» вне пределов города убежища, считался законным объектом мести (Чис.35:26–27). Во времена войны и осады тем, кто отважился выйти за городские стены, грозила опасность и смерть. В проведенной Иосией реформе поклонения в Иерусалиме город был освящен удалением из него предметов идолопоклоннического культа и уничтожением их в огне (4Цар.23:4–6). А сыну Иосии Иоакиму был обещан позор Божьего суда: «Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер.22:19).

Отдельные стороны ветхозаветного образа можно наблюдать и в осуждении Иисусом Израиля. Меняя картину на противоположную, Иисус говорит о внутренних «сынах царства», считающих себя Израилем, которые будут извержены «во тьму внешнюю» и заменены многими, которые «придут с востока и запада», чтобы возлечь с Авраамом. И во время пира внутри, вовне будет «плач и скрежет зубов» (Мф.8:10–12; ср. Мф.22:13; 25:30). Лицемерие фарисеев подчеркивается контрастом между «внутренним» и «внешним»: снаружи все выглядит чистым, свежевымытым и праведным, а внутри полно «костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:25–28). В Евангелии от Марка «внешние» показаны как образ тех, кто не понимает тайны Царства Божьего (Мк.4:11).

В Евр.13:11–13 ветхозаветный образ частей жертв, выносимых «вне стана», выразительно используется применительно к смерти Христа за Божий народ: «Так как тела животных, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Божий «центр» перенес жестокую боль изгнания и смерти, чтобы спасти и освятить Его народ. Теперь народ призывается последовать за Ним в страданиях, зная, что за неимением здесь «постоянного града» он идет в «будущий» (Евр.13:14) и что его путь освящен Тем, Кто пострадал вне врат.

Наконец, в Откровении ветхозаветная символика появляется вновь, и святой Божий город противопоставляется «внешнему», где «псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). В библейской схеме внутреннего и внешнего не следует удивляться резким изменениям (как и в случаях, когда последнее становится первым, наименьшее превозносится и потерянное находится), но в конечном счете никому не хочется быть снаружи и заглядывать внутрь.

См. также: ВНУТРЕННЕЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ ВНУТРИ; СТЕНА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle