Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Внутреннее, находящееся внутри

(Inner, inside, within)

В современных переводах Библии слова, обозначающие пребывание внутри кого-то или чего-то, встречаются чуть меньше трехсот раз. В некоторых случаях речь идет просто о физическом или пространственном расположении, но даже там присутствуют символические оттенки, соотносящиеся со святостью или с духовным и психологическим началом в отличие от физического и внешнего.

В центре одной группы образов стоит физическое тело, в особенности животных, использовавшихся в ветхозаветных жертвоприношениях. Основным средоточием таких образов служит Книга Левит. В другой, менее значительной, группе упор делается на определении центра власти или влияния. Так, чтобы предстать перед царем, обычно необходимо попасть во «внутренний двор» дворца (Есф.4:11; 5:1). Но основная группа образов связана со святым пространством, окружающим богослужение в скинии и храме. В этом смысле упоминания о храме содержатся не только в 3 и 4Царств и в книгах Паралипоменон, но и в развернутом видении поклонения в восстановленном храме у Иезекииля. К этому можно добавить выразительный образ Христа, входящего «во внутреннейшее за завесу» (Евр.6:19).

В образах поклонения внутреннее пространство означает святое пространство – святое место, отделенное для особых священнодействий и от обычных людей и мирской жизни. Во многих из этих пространственных образов подразумевается противопоставление внутреннего внешнему, в котором первое всякий раз служит обозначением более высокой ценности и святости. Ни одна другая архитектурная особенность скинии и храма не служит, пожалуй, таким ярким символом их духовного значения.

В еще одной группе пространственных образов нахождение внутри связывается с чем-то тайным или скрытым, но в данном случае святость обычно не подразумевается. Слуги Еглона не смели потревожить царя, полагая, что он пошел «по нужде во внутреннюю комнату», то есть в туалет (Суд.3:24). Во время сражений цари и военачальники при возникновении опасности пытались прятаться во внутренних комнатах (3Цар.20:30; 22:25), а в положительном смысле будущий царь мог быть тайно помазан во внутренней комнате (4Цар.9:2–3). Положительный смысл заложен и в заповеди Иисуса избегать показных молитв в общественных местах: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).

В следующем важном образе отражается внутренняя психологическая и духовная сущность человека, причем обычно подразумевается ее отличие (и даже противоположность) по сравнению с внешним человеком и его поведением, открытым для всеобщего обозрения. Учитывая лирический жанр псалмов, есть основания ожидать присутствия в них этой темы, и она действительно присутствует, но не с использованием слова «внутренний» (оно встречается только в NIV), а с помощью предлога «в». Мы видим упоминания о человеке, в котором сердце тает, как воск (Пс.21:15), или воспламеняется (Пс.38:4), и о Божьем законе, который «у меня в сердце» (39:9). В Пс.41–42 (представляющих собой единое целое) псалмопевец говорит об изменениях в своей душе, унывающей «в» нем (Пс.41:6–7, 12; 42:5). В других местах выражается целая гамма чувств, которые псалмопевец носит «в» себе: ужас (Пс.54:5), скорбь (Пс.93:19), рана в сердце (Пс.108:22), успокоение души (Пс.130:2), изнеможение духа (Пс.141:3–4). Особенно показателен Пс.102, псалом хвалы, в котором псалмопевец обращается к своему сокровенному «я» для прославления Бога: «Вся внутренность моя, возноси хвалу святому имени Его» (Пс.102:1).

Классический лирический отрывок – Пс.50, в котором выражается раскаяние Давида в совершенном грехе. В большинстве псалмов плача жалобы касаются внешних врагов, в этом же случае враг внутренний и духовный – грех и вина. Соответственно вся символика псалма имеет внутреннюю направленность. Предпосылкой псалма служит заявление, что Бог желает «истины в сердце» (Пс.50:8). Исходя из этой внутренней направленности, псалмопевец молит Бога очистить его от духовного осквернения и явить мудрость «внутрь меня» (Пс.50:8), сотворить в нем чистое сердце (Пс.50:12) и «дух правый обновить внутри меня» (Пс.50:8). В этом достаточно революционном псалме духовную и внутреннюю окраску принимает даже тема жертвоприношений: «К всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный» (Пс.50:18–19).

Метафорические образы внутреннего духовного состояния встречаются не только в псалмах. В своем послании Петр ставит в пример украшение «сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:4), противопоставляя его нелепым материальным украшениям. Иисус обличает фарисеев, принимающих благочестивый внешний вид, подобно «окрашенным гробам», тогда как внутри они полны нечистоты (Мф.23:27; ср. Мф.23:25–26; Лк.11:39–41). Иисус дает принципиальные разъяснения по этому вопросу: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить человека... исходящее из человека оскверняет его... Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мк.7:18–23).

В этих образах состояние внутреннего человека служит выражением духовной сущности личности. Такое понимание лежит в основе заявления Павла, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16). Или: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:16–17).

Дополнительный мотив выражается в образе пребывания верующего в Боге или во Христе. Показательный отрывок – Кол.3:3: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Эта же мысль подчеркивается в примерно сотне случаев использования слов «в Господе» и «во Христе».

Библейская символика пребывания чего-то внутри, а не снаружи исходит из простого указания на физическое расположение, но приводит к демонстрации глубоко духовных понятий. Суть библейской веры нашла выражение в словах Господа Самуилу при помазании юного Давида царем: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7).

См. также: ВНЕШНЕЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ СНАРУЖИ; СВЯТОЕ МЕСТО; СЕРДЦЕ; СКРЫТОЕ, СОКРОВЕННОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle