Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Скрытое, сокровенное

(Hide, hiding)

Основной смысл сокрытия заключается в утаивании чего-то, а в более метафорическом и широком современном значении подразумевается мысль о «прикрытии» как о составляющей буквального значения. Скрытый и производные от него встречаются в Ветхом Завете более двухсот раз (например, в английском переводе KJV) и служат переводом четырнадцати разных еврейских слов, шесть из которых переведены как «скрытый» только по одному разу, а два – в более чем половине случаев их употребления. Не будучи полными синонимами, большинство из этих слов имеют примерно одинаковую семантическую окраску. В Новом Завете в двадцати девяти из тридцати пяти случаев употребления слова krypto и его производных и в еще четырех случаях использования слова (para) kalypto, наиболее распространенным антонимом которого служит apokalypto («раскрыть»), подразумевается более широкое семантическое значение, связанное с сокрытием: секрет, тайна, маскировка, притворство, завеса, тьма, поиск, погребение и (наиболее важное среди всех) покрытие. Таким образом, мысль о сокрытии может присутствовать даже без использования самого этого слова.

Защита. В библейских рассказах многие персонажи скрываются (или их укрывают), чтобы ускользнуть от врагов: примерами служат младенец Моисей, разведчики в Иерихоне, Иофам (Суд.9:5), израильтяне (1Цар.13:6; Иер.16:16), неоднократно Давид, Илия и другие пророки (3Цар.17:3; 18:4, 13; 22:25; Иер.36:26), Иоас, моавитяне (Ис.16:3), Иисус (Ин.8:59). Скрываются также, чтобы избежать встречи или огласки (Лк.1:24, беременная Елисавета; Ин.7:10; 12:36; 19:38, Иосиф из Аримафеи) или выразить чувство собственной никчемности (1Цар.10:22; 1Пар.21:20; Иов.29:8; Дан.10:7; ср. Ис.6:2). Моисей закрыл свое лицо при виде горящего куста (Исх.3:6), и это действие повторилось, когда Бог прикрыл его при прохождении Его «славы» (Исх.33:22), и затем, когда Моисей надевал на себя покрывало, чтобы защитить народ (Исх.34:35). Люди скрывали свою собственность в надежде сохранить ее (Суд.6:11; 4Цар.7:8; Мф.25:18). Иногда попытки спрятаться оказывались тщетными (Быт.3:8, Адам и Ева; Втор.7:20; Нав.10:16; Мк.7:24; Лк.8:47, исцеленная женщина в толпе). В других случаях от таких попыток мужественно отказывались (Ис.50:6; Ин.18:20).

Многие из этих историй вполне могут служить основанием для комментариев этического характера, и их уроки находят выражение в воображаемых сценах сокрытия – чисто литературных или эсхатологических. Укрытие от грозящего зла – признак мудрости (Пс.54:13; Притч.27:12; 28:28) или бедности (Иов.24:4). В глазах автора Книги Иова попытка Адама скрыться стала показателем вины (Иов.31:33), а нечестивый может спрятаться только в земле, то есть в могиле (Иов.40:8). Спрятанное для смакования зло оказывается невыносимым (Иов.20:12). Грешники никогда не смогут укрыться от Божьего гнева (Иов.34:22; Ам.9:3), хотя и пытаются найти убежище в пещерах и скалах, взывая к горам: «Падите на нас и сокройте нас» (Откр.6:16; ср. Лк.23:30; Ис.2:19; Ос.10:8). Праведные же могут укрываться «на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис.26:20; ср. Соф.2:3), а Иов в отчаянии искал прибежища даже в преисподней (Иов.14:13). Во многих образах сокрытие изображается как Божья защита. Божий народ «храним» Богом (Пс.82:4), пребывает «под сению Всемогущего» (Пс.90:1), покрыт тенью руки Бога или Его колчана (Ис.49:2), или крыльев (Пс.16:8), находится в Его потаенном месте (Пс.26:5) или под покровом Его лица (Пс.30:21). «Ты – покров мой»(Пс.31:7; 118:114). Образ голубицы «в ущелии скалы под кровом утеса» (Песн.2:14) из мира природы истолковывается в аллегорическом смысле – эта фраза часто встречается в гимнах.

Скрыть, чтобы утаить от других. Скрытность имеет решающее значение в таких делах, как организация засады (4Цар.7:12) или ловушки (Притч.1:17); эти два понятия часто используются также в переносном смысле (напр., Иов.18:10; Пс.9:29–30; 55:7; 9:16; 34:7–8; 139:6; 141:3; Иер.18:22). Утаивание информации – прерогатива высокопоставленного лица – царя (1Цар.20:2–3) или Бога (Быт.18:17; 4Цар.4:27), – хотя некоторые истолковывают Иов.3:23 и Иов.10:13 как выражение обвинения, но скрыть что-то от царя или Бога крайне сложно (Быт.47:18; Нав.7:19; 2Цар.14:18; Деян.26:26; 1Цар.3:17; Пс.9:32; Ис.29:15). В Лк.19:42 отчасти невосприимчивость самого Иерусалима скрывает от него то, что он должен был знать; ибо Бог говорит «не тайно» (Ис.45:19; ср. Ис.48:16), и заповеди Божьи «не недоступны» (Втор.30:11; ср. Пс.118:19). Затемнять смысл могут сами слова (Иов.42:3). Но некоторые вещи скрывать нельзя, их надо объяснять (Иов.15:18) или возвещать (Иов.27:11; Пс.39:11; 77:4), как учит сравнение со свечой и городом на верху горы (Мф.5:14–15). Слова о том, что «нет ничего... тайного, что не было бы узнано», несут в себе не угрозу, но обетование (Мф.10:26).

В Нав.7 Ахан безуспешно пытался скрыть две вещи: свою добычу и свою вину. Другие пытаются скрыть ненависть (Притч.10:18), или постыдные дела (2Кор.4:2), или, как Адам, самих себя, чтобы не быть уличенными (ср. Иов.24:1). Такие попытки тщетны (Пс.43:22; 68:6; 89:8; Притч.28:13; Иер.16:17; 23:24; 49:10; Ос.5:3; Рим.2:16; 1Кор.4:5). Более того, благочестивые не хотят скрывать ничего «тайного» (Пс.18:13; ср. Пс.138:23–24) и находят утешение, будучи до конца познанными (Пс.37:10; 138:12, 15; Ис.40:27–31). Скрываться могут не только злые, но и добрые дела (Ек.12:14; 1Тим.5:25). Соблюдающие наставление скрывать свои добрые дела получат награду явно (Мф.6).

В дополнительном значении сокрытия подразумевается мысль о сохранении, поэтому мы видим образы сокрытия слова «в сердце» (Пс.118:11; ср. Притч.2:1; Лк.2:19) и развития внутренней «сокровенной» личности (1Пет.3:4; ср. Пс.50:8). Зарытые сокровища могут быть найдены благодаря человеческому усердию (Втор.33:19; Иов.28:11), а вот их метафорический аналог, мудрость, найти гораздо труднее (Иов.28:21), хотя и возможно (Притч.2:4–5). Сокровище на небе – обещанная «сокровенная манна» (Откр.2:17). В более зловещем смысле скрытым от человеческого разумения изображается ход будущих событий (Иов.3:10; 15:20), и слова «грех сбережен» в этой связи (Ос.13:12) означают, что в конечном счете наступит расплата.

Скрыть, чтобы не видеть самому. Распространенное выражение «скрыть лицо» (или «закрыть глаза») означает нежелание замечать чего-то и реагировать на это. Такое поведение осуждается, когда люди тем самым хотят уклониться от ответственности (Лев.20:4; Притч.28:27; Иез.22:26; ср. Ис.53:3; 58:7; Втор.22:1–3), но не в тех случаях, когда это происходит неумышленно (Лев.4:13 и далее; Лев.5:3–4). Это выражение часто относится к Богу с четырьмя взаимосвязанными оттенками значения:

1) в общем смысле удаленности Бога (напр., Иов.13:24; Пс.103:29; 142:7; ср. Иов.23:9), возможно, временной (Ис.8:17);

2) в смысле отказа Бога поощрять грешников (Втор.31:17–18; 32:20; Ис.1:15; 59:2; 64:7; Иер.33:5; Мих.3:4; ср. Ос.13:14), опять же, возможно, временного (Ис.54:8; 57:17–21; Иез.39:23–29);

3) при просьбах молящихся о помощи (Пс.12:2; 26:9; 43:25; 68:18; 87:15; 101:3; Плч.3:56 {«не закрой уха»}; ср. Пс.21:2), в которых часто отражается, скорее, ощущение покинутости, чем реальное положение дел;

4) при выражении радости от получения Божьего ответа (Пс.21:25).

В связи с первым из этих случаев обратите внимание на выраженное Каином чувство утраты Божьего благоволения: «От лица Твоего я скроюсь» (Быт.4:14). Такое чувство может быть и иллюзорным. Но есть и пятый, имеющий совершенно иной смысл оттенок значения, когда Бога просят не смотреть не на самого человека, а на его грехи (Пс.50:11). Или, как сказано в другом месте, грехи будут «сокрыты», то есть прощены (Ис.65:16; ср. Иак.5:20; Мих.7:19; Пс.31:1; 84:3).

Тайна. Представление просто о сокрытии Божьего лица не объясняет полностью смысл Ис.45:15: «Истинно Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель». Ибо сокрытие имеет и иной смысл, вытекающий из самой природы Божества. Пути Божьи «неисследимы» (Рим.11:33), и «небо – тайник Его величия» (Авв.3:4 NEB; ср. Пс.17:12; 1Тим.6:16). Бог сокрыт, и познать Его можно только через откровение (apokalypsis, Мф.11:27; ср. Пс.80:8; Суд.13:18), доступное лишь тем, кто способен воспринять его. Божьи «дивные» дела сокрыты от «разума разумных» (Ис.29:14). Это заявление повторили Иисус (Мф.11:25) и Павел (1Кор.1:19), подробно рассмотревший вопрос о «сокровенной премудрости» (1Кор.2:7; ср. 1Кор.2:9–10), которая теперь раскрыта. Ранее Исаия писал о сделанном в его время новом откровении из сокровищницы «сокровенного» (Ис.48:6), а во Втор.29:29 проводится различие между уже открытым и тем, что остается тайным. Ныне же, возвещает Павел, «тайна, сокрытая от веков», раскрывается еще более полно «святым» (Кол.1:26) и «всем» (Еф.3:9), хотя и остается закрытой для «погибающих», чьи умы «ослеплены» (2Кор.4:3–4; ср. Еф.4:18), как это бывало временами даже с учениками Христа (Лк.9:45; 18:34; 24:25). Но некоторые вещи все равно остаются тайными (Деян.1:7; ср. Иов.24:1).

В этом учении соединяются три темы: неизъяснимая природа Бога, сознательное и прогрессивное самораскрытие Бога и человеческое непонимание в результате греха. Но если способность понять откровение зависит от духовной проницательности, то, с точки зрения человеческой мудрости, откровение может показаться, наоборот, сокрытием (1Кор.1:17–24). В определенном смысле даже воплощение представляет собой сокрытие (Ин.1:10), хотя и предназначенное для постижения чрез веру. «Все сокровища премудрости и ведения» сокрыты во Христе (Кол.2:3), а не в «предании человеческом» (Кол.2:8), то есть сокрытие понимается не в гностическом смысле доступности узкому кругу посвященных.

Равным образом, когда Иисус говорил о раскрытии в притчах «сокровенного» (Мф.13:35), Он одновременно раскрывал его имеющим духовный слух и скрывал от упрямцев. (Сравните с как будто бы загадочными «откровениями» во сне и в апокалиптических видениях.) Этот принцип демонстрируется также в некоторых притчах. В образах Божьего Царства подчеркивается ценность и сила невидимого и внешне незаметного: скрытое сокровище стоит всего состояния человека (Мф.13:44), щепотка закваски, «укрытая» в муке (см. ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА), способна поднять все тесто (Мф.13:33), семя растет незаметно («как семя всходит и растет, не знает он», Мк.4:27).

Коль скоро погребение тоже представляет собой сокрытие, в этом образе выражается также мысль о смерти и воскресении (ср. Ин.12:24), о крещении (Рим.6:4–5) и о жизни верующего. «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3), здесь имеется в виду сокрытие в нескольких смыслах: сохранение, защита и ожидание более полного откровения.

См. также: АПОКАЛИПТИКА; ЗАЩИТА; МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; ИСКАНИЯ, ПОИСК; ПОКРОВ, ПОКРЫВАЛО, ЗАВЕСА; ПРИТЧА, ИНОСКАЗАНИЕ; СОКРОВИЩЕ; СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ; ХРАНЕНИЕ, ЗАПАСАНИЕ.

Библиография:

S. Е. Balentine, The Hidden God: The Hiding of the Face of God in the Old Testament (Oxford and New York: Oxford University Press, 1983);

M.Bockmuehl, Revelation and Mystery in Ancient Judaism and Pauline Christianity (Tubingen: J.C.B.Mohr, 1990);

R.E. Brown, The Background of the Term «Mystery» in the New Testament (Philadelphia: Fortress, 1968);

R.F. Capon, The Parables of the Kingdom (Grand Rapids: Zondervan, 1985).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle